Банкротство туроператоров

Содержание

Турфирмы могут не пережить зиму, туристическому рынку грозят массовые банкротства (видео)

Банкротство туроператоров

Под занавес высокого сезона на турецких и российских курортах тревога в голосах турагентов звучит всё отчетливее.

Робкие надежды розницы на возобновление авиасообщения с зарубежными зимними пляжными направлениями разбиваются о непробиваемые стены неопределенности.

Эксперты не сомневаются: вторая голодная зима станет губительной для рынка туристических услуг. Помимо создания новых проблем, кризис актуализировал и все старые. «Известия» разбирались в ситуации.

Режим открытой даты

Слово «коронакризис» окончательно внедрилось в повседневный обиход, но для работников туриндустрии оно несет особенно мрачные коннотации. Несмотря на проблески позитивных тенденций, второе полугодие обещает быть сложным.

«Наступила осень, и мы опасаемся, что совсем скоро вместе со столбиками в термометрах поползут вниз и продажи. Летнее оживление помогло хотя бы отчасти компенсировать съеденные пандемией доходы, но в эйфории никто не пребывает. Рынок сейчас в томительном ожидании.

Высокий сезон на российских и турецких курортах на финишной прямой. Что дальше? Неопределенность относительно дальнейшего расширения географии международных рейсов связывает нам руки.

При сохранении нестабильной ситуации рынок войдет в фазу массовых банкротств», – рассказал Георгий Погосов, управляющий директор сети турагентств «Марселина Трэвел».

«Сейчас подавляющее большинство турагентов рассматривают вариант временно приостановить деятельность на зимний сезон. В случае закрытых границ, конечно. Остальные по возможности минимизируют расходную часть», – считает эксперт туррынка, пожелавший остаться неназванным.

«Если у нас не появится определенности и открытых границ, всех нас накроет волна такой разрушительной силы, какой еще не было. И тогда уход с рынка нишевых поставщиков и центров бронирования покажется цветочками», – говорит Юрий Наумов, владелец сети «Путешествие.ру».

Больше не у дел?

Вице-президент РСТ Юрий Барзыкин соглашается: сроки снятия ограничений на международные полеты – одна из главных тревог отрасли. Любое планирование сейчас объективно затруднено. Да, с каждым днем всё больше стран заявляют о желании видеть российских туристов.

Но при этом условия приема не имеют ничего общего с массовым туризмом. Параллельно эксперты фиксируют катастрофическое падение продаж в глубину. Это вполне объяснимо: люди опасаются возможной новой волны распространения вируса и очередного несостоявшегося отдыха.

Не исключено, что рынок вновь столкнется с масштабным спадом спроса, который приведет к не самым радужным последствиям.

«Каковы в такой ситуации перспективы турагентского бизнеса? Думаю, ответ очевиден.

Приведу пример: мерами государственной поддержки смогли воспользоваться не более 30% агентств, а именно им будет проще пережить кризис.

Но даже если кризисный шквал сейчас докатится до большей части турагентств, когда тяжелые времена останутся позади, этот сегмент рынка молниеносно восстановится», – рассуждает Барзыкин.

По оценкам экспертов, розничный рынок при пессимистичном сценарии развития событий сократится в общем на 60–70%. «Если же относить к турагентам не только дистрибьюторов, ведущих бизнес в цивилизованном виде, но и фрилансеров, тогда итоговые значения спада будут ниже – 40–50%», – говорят представители туристической розницы.

«Туристическая отрасль не в первый раз переживает кризисные времена. И в процессе восстановления всегда возникает одна неизменная проблема – дефицит кадров. Так будет и в этот раз.

Из бизнеса ушли сотни грамотных специалистов, а на будущей волне роста ожидаемо их будет не хватать.

В среднем на обучение одного менеджера уходит порядка двух лет», – рассказал Алексан Мкртчян, директор сети турагентств «Розовый Слон».

Слабое звено

«С рынком попрощался центр бронирования «Клео Тур». Как и в ситуации с другими ушедшими ЦБ, есть пострадавшие туристы. И есть «виноватые» – турагенты. Одни для того, чтобы спасти отдых своих клиентов, подают заявления в полицию, другие – повторно платят за клиентов в случае, если деньги не дошли до туроператора», – рассказал представитель одного из московских турагентств.

С вопросом «есть ли перспективы вернуть деньги туристов» «Известия» обратились к Александру Байбородину, руководителю компании «Юристы для турбизнеса «Байбородин и партнеры».

«По нашей последней информации «Клео Тур» аннулирует брони туристов у туроператоров – в том числе те, которые оплачены полностью или почти полностью. По словам руководства компании, это делается как раз для того, чтобы сделать возвраты агентам.

Конечно, хочется верить в хорошее, но весь прошлый опыт показывает, что банкротившиеся центры бронирования не могли рассчитаться не то что по всем обязательствам, но даже по существенной их части.

Стоит, однако, отметить, что возвраты денег в адрес «Клео Тур» со стороны операторов, вероятно, будут.

Поэтому определенный шанс на получение у агентов и туристов денежных средств действительно есть, особенно у тех компаний или туристов, которые первыми успеют обратиться за денежными средствами. В том числе – взыщут их через суд», – пояснил Байбородин.

Многие турагенты, как и после истории с «Полар туром» и «Росстуром», вновь поднимают вопрос о дальнейшем существовании центров бронирования. «Данный формат бизнеса давно изжил себя, это ненужная прослойка. Такой вариант подходит лишь фрилансерам и новичкам.

Они не хотят вдаваться в вопросы хозяйственной деятельности, не желают тратить деньги на документооборот и прочее. Им проще заключить один договор с ЦБ.

И, не прилагая особых усилий, получать те же условия работы, которые старожилы заслуживали годами», – рассказал эксперт, пожелавший остаться неназванным.

Спасти и сохранить

Риски клиентов при бронировании туров у фрилансеров, работающих по большей части «вчерную», а потому имеющих возможность маневрировать ценой, очень велики. «Фрилансеры и надомники всех мастей ведут нецивилизованный бизнес, они бесконтрольны.

А потому мы нередко слышим истории о том, как турист передал деньги за тур в метро. Итог – ни менеджера, ни денег, ни путешествия.

Если в туризме вы слышите слово «скидка», знайте, что произносит его с высокой вероятностью мошенник», – предупреждает Георгий Погосов.

Эксперт поясняет: маржа в турбизнесе низка – с проданного тура турагент получает комиссию в среднем 7–8%. После уплаты аренды, рекламы на продвижение продукта туроператора, выплаты зарплаты остается порядка 1–2%. Если турист оплачивает тур картой, то прибавляются затраты на эквайринг – в среднем это 2%.

«Раздавать скидки при таких вводных нерентабельно. Это путь к краху, какими бы ни были объемы продаж. Если же компания злоупотребляет демпингом, то, возможно, это признак грядущего мошенничества. Назвать скидки нормальным рыночным инструментом в целом можно, но если они единичны и не входят в систему», – говорит Юрий Наумов.

Если же говорить о размере самой комиссии, то, по убеждению представителей туристической розницы, ее минимально допустимое значение должно находиться на уровне 10%. «Проблемы низкорентабельной работы турагента уже достаточно давно обсуждаются на рынке.

Сейчас, когда от финансовой подушки остались перья и заканчивается запас психологичной прочности, нам особенно важна поддержка наших старших товарищей.

Мы не можем, особенно при возросших рисках, работать на грани рентабельности», – говорит руководитель турагентского комитета РСТ Анжела Галкина.

Галкина рассказывает, что на странице своей закрытой профессиональной группы в соцсетях разместила обращение, в котором призвала коллег не бронировать у туроператоров предложения, по которым их агентская комиссия составляет ниже 10%.

Предложение Галкиной вызвало положительный отклик среди представителей розницы. И еще до старта 10-дневной акции, намеченной на 1 октября, было услышано и туроператорами. Некоторые из них уже повысили комиссию на 9–12%.

Однако в целом в туроператорском сообществе отношение к инициативе неоднозначное.

Как рассказал на условиях анонимности представитель крупного туроператора, вопрос повышения агентского вознаграждения поднимается из года в год. Ответ не меняется и исходит из реалий спроса. «Туроператор не может просто так взять и повысить комиссию. Главный ориентир рядового туриста – цена.

И в случае повышения комиссии мы должны будем повысить стоимость конечного продукта. Это неминуемо приведет к убыткам. Не устаю повторять, что комиссия активно продающего агента может доходить до 12%. Более того, общее повышение комиссии неминуемо приведет к розничному демпингу.

А ведь сами турагенты со всех трибун кричат о засилье «скидочников» и мечтают очистить от них рынок».

Алексан Мкртчян высказал схожее мнение: комиссия может быть и 20%. Самое главное, чтобы стоимость конечного продукта была ниже той, которую турист может получить в свободной продаже.

Кто крайний

«Вопрос комиссии важен, но он станет неактуальным, если платить ее нам будет некому. Лично мне просто страшно бронировать сейчас туры у туроператоров. Я в растерянности.

Сейчас ищу деньги для того, чтобы расплатиться с туристами, которые пострадали от ухода с рынка компании «Робинзон». Компания ушла с рынка по собственному желанию, и это не является страховым случаем.

А кто тогда должен заплатить деньги клиентам?», – переживает Альзира Гуреева, коммерческий директор компании «Тропик Лэнд».

Александр Байбородин заявил, что внимательно изучает эту ситуацию. По его словам, не так много случаев, когда страховщики отказываются платить туристам в рамках договора ответственности пострадавшего туроператора.

В компанию уже обращались за разъяснениями несколько пострадавших туристов, которые считают действия страховщика неправомерными.

«В данный момент мы считаем, что у туристов есть шансы оспорить интересы страховщика в судебном порядке», – говорит юрист.

На самом деле тревогу у турагентов вызывают сейчас все туроператоры. Даже крупные очень зависят от заемных средств, сейчас же они стали практически недоступными. Если кризис продолжится, можно будет ждать краха абсолютно любого туроператора, говорят эксперты.

«Уже сейчас можно обозначить по крайней мере одного туроператора, который находится в зоне риска. Я говорю о поставщике, который по-своему трактует правительственное постановление, разъясняющее условия переноса туров и порядок возврата средств туристам.

У нас были клиенты, которые хотели перенести несостоявшийся тур в июне на август. Они готовы были доплатить деньги в случае замены отеля и других составляющих. Но туроператор отказал.

Туристам было предложено заплатить за тур снова, а несостоявшийся тур использовать в следующем году», – рассказал Георгий Погосов.

Туроператоры действительно в ряде случаев требуют доплату за предоставление туристского продукта взамен путешествия, не состоявшегося во время пандемии. «С точки зрения туриста, он и так пострадал и не может и не должен ничего доплачивать.

К тому же в законе прямо указано, что туроператор не вправе требовать доплату за равнозначный турпродукт. С точки зрения туроператора, закон не запрещает ему предлагать доплатить.

Кроме того, оператор не обязан предлагать равнозначный туристский продукт, а вправе отложить возврат денежных средств на конец 2021 года (за исключением граждан льготных категорий, возврат которым положен в течение 90 дней)», – говорит Байбородин.

Задаются турагенты и таким вопросом: «Где у нас гарантии, что в следующем году туроператоры не уйдут с рынка по принципу «Робинзона», а туристы останутся ни чем?».

Беззащитная защита

Юрий Наумов убежден: чтобы решить проблему неисполнения обязательств перед туристами, необходимо страховать каждый тур. «Я говорю об этом уже много лет. И я не изменил своего мнения. Такая система страхования повысит прозрачность механизмов возмещения, вернет доверие клиентов, что сейчас необходимо для глубины продаж и для имиджа всей отрасли в целом», – говорит Наумов.

Однако мнения турагентов не находят реальной поддержки у страховщиков. Идею страховать каждый тур они считают нежизнеспособной.

По мнению страховых компаний, непонятно, как воплотить в жизнь такое «тотальное страхование». Если это будет обязательное гражданское страхование, то необходимо вносить поправки в федеральный закон.

Страхование потребителя от банкротства турфирмы сделать добровольным? Судя по уже обкатанной страховке от невыезда, спрос будет невысоким, тем более что цена увеличит конечную стоимость турпродукта в среднем на 10%.

Вменить данный вид страхования в обязанность туроператорам? Но ведь на рынке уже есть действующая система финансовых гарантий. Зачем дублировать?

«Да, согласен, система фингарантий эффективнее защищает туриста при банкротстве небольшой компании и недостаточна для компенсации ущерба при уходе крупного игрока. Опять же, в случае банкротства туроператора страховщик не должен возмещать ущерб полностью. Сейчас даже 5% сложно застраховать», – рассказал представитель страховщика, работающего с турбизнесом.

Источник: http://xn----ctbsbazhbctieai.ru-an.info/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/%D1%82%D1%83%D1%80%D1%84%D0%B8%D1%80%D0%BC%D1%8B-%D0%BC%D0%BE%D0%B3%D1%83%D1%82-%D0%BD%D0%B5-%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B6%D0%B8%D1%82%D1%8C-%D0%B7%D0%B8%D0%BC%D1%83-%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D1%83-%D1%80%D1%8B%D0%BD%D0%BA%D1%83-%D0%B3%D1%80%D0%BE%D0%B7%D1%8F%D1%82-%D0%BC%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B5-%D0%B1%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D1%80%D0%BE%D1%82%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0/

Банкротство туроператоров в 2020 году: какие турфирмы уже обанкротились, а какие могут разориться в ближайшее время

Банкротство туроператоров
Надежда Клименко

31 октября 2020

  • Список туроператоров, прекративших деятельность в 2020 году
  • Туроператоры, обанкротившиеся в прошлом году
  • Причины банкротства
  • Кто может закрыться в ближайшее время
  • Кому можно доверить свой отдых в 2019 году
  • Что делать, если туроператор обанкротился
  • Что делать, если вы на отдыхе в другой стране
  • Что делать, если вы купили путевку, и она отменена
  • Возможные трудности

В прошлом году в России не было громких банкротств туроператоров. В телесюжетах и статьях СМИ прогремела лишь новость о компании Томас Кук (Великобритания) – мы читали о сотнях людей, которые были вынуждены ночевать в аэропортах, потому что фирма не оплатила обратный перелет на родину.

А сколько людей потратили деньги, но в последнюю минуту распрощались с мечтами о райском отдыхе? Но россиян это банкротство коснулось минимально. Сегодня мы расскажем, какие турфирмы обанкротились, а какие – стоят под угрозой из-за сложившейся в мире ситуации.

Это важно знать, чтобы не испортить будущий отпуск в 2020 году.

Мы публикуем самый новый список 2020 года, и пополняем его новыми банкротами.

Сразу после окончания карантина в Великобритании, обанкротился еще один местный крупный туроператор. На этот раз с финансовыми трудностями не справился Fleetway Travel, проработавший более 45 лет.

Список туроператоров, прекративших деятельность в 2020 году

Из-за пандемии коронавируса в мире, этот год будет трудным для многих туристических компаний. По некоторым данным, они совокупно потеряют около 2 миллиардов долларов. Но пока в этом году у нас закрывались лишь региональные, малоизвестные компании. Среди них:

  • Рыбалкино;
  • Фролова Тур;
  • Фантазия;
  • Ярмарка путешествий;
  • Тёплый Мир;
  • ЗЕЛЕНАЯ УЛИЦА;
  • Виктория — М;
  • Первый;
  • Цивиляночка;
  • САМОВАР ТУР;
  • Центр отдыха Пекин;
  • Турбюро Новосибирск;
  • Сибирские сезоны;
  • Саймаа Трэвел;
  • Туристическая фирма Робинзон-Турс;
  • Випсервис БТ;
  • ТурЭкспресс.

И тому подобные неизвестные компании. С полным списком вы можете ознакомиться на сайте Федерального агентства по туризму.

В конце этой статьи вас ждет список туроператоров, которым можно без проблем доверять в этом году.

Туроператоры, обанкротившиеся в прошлом году

Представляем список обанкротившихся компаний в 2019 году. Примечательно, что большинство из них разорились в разгар летнего сезона:

  • КОНТИНЕНТ ПЛЮС;
  • ТурЛайн;
  • Русский гид;
  • Голубая Лагуна;
  • Роял круиз;
  • Автолайнтур;
  • Экспресс-Трэвел;
  • Словэй-Тур.

Двумя годами ранее ситуация была не лучше. Осенью 2018 года прогремело банкротство «Натали Турс», затем разорилась туристическая компания «Данко», вслед за ней объявил о своем закрытии оператор «РоссТур».

Буквально перед Новым годом начались проблемы с компанией «Жемчужная река», из-за ее задолженности перед авиакомпанией туристы не могли вернуться из Китая в Россию. На данный момент эта фирма исключена из реестра туроператоров. Кроме того, «Интравел Столешники» должен кредиторам 500 тыс.

рублей, поэтому в ближайшее время он также, скорее всего, пополнит список банкротов.

Причины банкротства

Существует несколько причин, почему тот или иной оператор разорился.

  1. Глобальный кризис в туристической отрасли. Проблемы наблюдаются не только в России, но и в других странах. Так, за позапрошлый год во Франции потерпели крах 12 компаний, в Польше – 10, а в Великобритании – целая сотня. Причина упадка кроется в большой конкуренции, которая заставляет фирмы демпинговать цены и продавать путевки на невыгодных условиях.
  2. Недостаточные объемы, мощности и понимание бизнеса – это относится к молодым и мелким компаниям.
  3. Недобросовестность владельцев. Речь идет о преднамеренном банкротстве, когда под маской туристических услуг скрывается финансовая пирамида. В определенный момент организаторы схемы могут покинуть страну вместе с деньгами обманутых туристов – такие случаи зафиксированы в Украине.
  4. Проблемные ситуации, которые не зависят от владельцев, например: природные катаклизмы, политические проблемы в популярных курортных странах. Дело в том, что операторы заранее выкупают места в отелях и бронируют рейсы. Если отдыхающие отказываются от путевок, фирма терпит убытки.

Если подвести итоги: глобальная причина, почему появляются банкроты-турфирмы всех проблем кроется в том, что наш рынок еще не готов к цивилизованным отношениям. Не отлажена система координации, отсутствует культура отношений с клиентами, а законодательство не в полной мере защищает пострадавших покупателей.

Кто может закрыться в ближайшее время

Аналитики не исключают, что ближе к «горячему сезону» появятся новые проблемы с путевками и рейсами. Наиболее вероятно банкротство туроператоров, которые:

  • недавно работают на рынке;
  • не имеют достаточной материальной базы и опыта для ликвидации форс-мажорных ситуаций;
  • своей целью ставят не честную работу, а заработок на сомнительных схемах.

Под наибольший риск сегодня попадают мелкие региональные фирмы.

Кому можно доверить свой отдых в 2019 году

Чтобы не стать жертвой обстоятельств, покупайте путевки у туроператоров с максимальным уровнем репутации. Это должны быть компании, которые:

  • давно работают на рынке;
  • возможно, входят в международную крупную сеть (например, TPG, TEZ TOUR);
  • являются дилерами влиятельных туристических ассоциаций (АТОР, РСТ, IATA)
  • имеют достаточно собственных ресурсов, так сказать, финансовую подушку, автобусы, самолеты, отели, гидов;
  • не предлагают путевки по явно заниженным ценам (это признак того, что компания имеет проблемы).

Следует различать понятия «банкротство турфирмы» и «банкротство туроператора». Туроператор – это компания, которая создает тур: разрабатывает маршруты, договаривается с авиакомпаниями и отелями. А турфирма – это посредник, который продает готовые путевки клиентам с небольшой надбавкой и зарабатывает на этом.

В стране насчитывается сотни тысяч фирм, а туроператоров – не более ста (причем крупных и известных – около десяти). Вы покупаете путевку не у турфирмы, а у туроператора. Именно последний отвечает за ваш отдых.

Советуем перед оформлением заказа изучить свежие рейтинги и выбрать лидирующие бренды. Эксперты различных изданий ставят на первые позиции:

  • TEZ Tour
  • Coral Travel
  • TUTU
  • Круизный дом
  • TUI
  • Mouzenidis Travel
  • Sunmar
  • Anex Tour
  • ICS Group

Высокая позиция в рейтинге не может дать стопроцентную гарантию того, что у туроператора не возникнет проблем. Стоит вспомнить историю с Natalie Tours – компанию, которая долгие годы фигурировала в топах, но в итоге обанкротилась.

Что делать, если туроператор обанкротился

Порядок действия зависит от того, при каких обстоятельствах вы узнали эту новость: пребывая на отдыхе, либо ожидая вылета за рубеж.

Что делать, если вы на отдыхе в другой стране

В таком случае есть 2 варианта:

  1. Вы обращаетесь в Ростуризм или ассоциацию «Турпомощь», чтобы вам помогли вернуться домой, – оплатили самолет и трансфер. Горячие линии этих организаций есть на официальных сайтах. Либо вы можете заранее записать телефоны перед отправлением в страну отдыха.
  2. Вы самостоятельно оплачиваете номера в отеле и рейс домой, а затем в судебном порядке требуете возмещения убытков от страховой компании. У каждого оператора есть страхование, по закону пострадавшей стороне полагается возвратить все убытки.

Сохраняйте все чеки и билеты до судебного разбирательства. Это должны быть не только квитанции на размещение в отеле, но и, например, за покупку еды и воды в аэропорту, если ваш рейс отменили по вине разорившегося турагенства.

Что делать, если вы купили путевку, и она отменена

В таком случае нужно не терять времени: подготовить все необходимые документы и обращаться в страховую компанию за возмещением ущерба. К заявлению следует приложить копии:

  • паспорта,
  • договора с туроператором,
  • документов, которые подтверждают материальный ущерб (чеки).

Следует помнить, что не во всех случаях «страховщики» полностью покрывают расходы туристов. Дело в том, что каждый оператор выплачивает только определенную страховую сумму (у кого-то лимит больше, у кого-то он меньше). Если пострадавших лиц много, то сумма выплат делится между истцами, и далее уже эксперты определяют процент, который будет возмещен.

Вы имеете право обратиться в суд за возмещением морального ущерба. Если страховая компания по тем или иным причинам отказывается компенсировать убытки, вы можете решить вопрос в соответствии с российским законодательством.

Возможные трудности

Страховка от банкротства туроператора – это не гарантия того, что пострадавшим клиентам будут выплачены деньги.

Нюанс в том, что российское законодательство практически не регулирует деятельность самих туристических фирм и дает финансовых гарантий потребителям.

Кроме того, выше мы уже говорили, если размер финансового обеспечения очень мал, этого не хватит, чтобы возместить потери всем пострадавшим лицам.

Недобросовестные страховые компании находят пути для того, чтобы освободить себя от выплат. Примечательным является случай с ТО «Радуга» и обслуживающей ее страховой компанией «Орбита».

После разорения турфирмы более 1000 клиентов подали иски в суд на выплаты компенсаций. В свою очередь, страховая компания «Орбита» объявила о том, что туроператор-банкрот занимался мошенничеством, поэтому считает договор страхования недействительным.

Московский суд встал на сторону «Орбиты», страховщик освобожден от каких-либо финансовых гарантий.

В конце хотелось бы напомнить читателям пословицу: «Предупрежден – значит вооружен». Осознанный выбор туроператора поможет вам провести отпуск без неожиданных форс-мажоров и денежных потерь. Еще один надежный вариант – самостоятельно планировать путешествие, бронировать номера и покупать авиабилеты. Всего доброго!

Источник: https://Delen.ru/bankrotstvo/bankrotstvo-turoperatorov.html

Ростуризм считает, что туристам «Русь-Тур» заплатят страховщик и «Турпомощь»

Банкротство туроператоров

Вечером 10 декабря Ростуризм опубликовал пресс-релиз об исключении из Федерального реестра туроператора «Русь-Тур».

«7 декабря 2020 года компанией ООО “Русь-Тур” в Ростуризм было представлено заявление о прекращении своей деятельности, так как с учетом сложившейся эпидемиологической ситуации и специфики направления деятельности дальнейшее ее осуществление не представляется возможным», – указано в сообщении. На основании этого заявления регулятор исключил туроператора из реестра приказом от 8 декабря.

Как сообщается в пресс-релизе, решение позволит начать процедуру возмещения ущерба через страховую компанию «Согласие». Если фингарантии окажется недостаточно, то будет запущен механизм возмещения из фонда персональной ответственности в «Турпомощи». Федеральное агентство готовит обращения в адрес страховщика и ассоциации.

Росавиация запретила продавать билеты туристам на вывозные рейсы

Дайджест туристических новостей за 9 декабря

Одной из тревожных новостей в среду, 9 декабря, стало предупреждение Росавиации о невозможности продавать авиабилеты на рейсы, предназначенные для вывоза россиян из-за границы, в туристических целях. Наиболее актуальными для российских туристов оказались вылеты в Дубай «Уральских авиалиний», на основе которых многие туроператоры сформировали свои туры и уже успели их реализовать.

Стоит обратить внимание на формулировку, которую использует Ростуризм в качестве обоснования для исключения туроператора из реестра.

Регулятор подчеркивает, что деятельность прекращена в связи с невозможностью ее продолжения по объективным причинам.

Это сложная эпидемиологическая ситуация и особенность специализации компании – Ростуризм сообщает, что «Русь-Тур» был монотуроператором по Китаю. 

Это означает, что и руководство туроператора, и представители Федерального агентства помнят о скандале, разгоревшемся летом вокруг прекратившего работу туроператора «Робинзон турс».

Страховая компания «Лексгарант» отказалась компенсировать его клиентам стоимость несостоявшихся туров, так как согласно Закону «Об основах туристской деятельности» добровольное прекращение работы туроператора на основании решения собственника не является страховым случаем. Поэтому туроператору предстоит самостоятельно разбираться с претензиями клиентов.

Теперь вопрос в том, примет ли формулировку Ростуризма страховая компания «Согласие» в качестве основания для выплат туристам.

Ведь 24 июля правительство России выпустило постановление № 1073, согласно которому у туроператоров появилась возможность отложить до конца 2021 года исполнение обязательств по несостоявшимся турам, проданным до 31 марта. Эта мера считается поддержкой бизнеса именно с целью недопущения банкротств.

 У собственников «Русь-Тур», как и у других представителей турбизнеса, появилось время, чтобы оценить ситуацию и предложить клиентам альтернативные варианты.

Даже несмотря на то что границы с Китаем остаются закрытыми, существуют и другие страны, куда российские туристы могут отправляться на отдых, а также направления внутри самой России. Если одна компания получит право остановить работу и переложить ответственность перед клиентами на страховщика, создастся прецедент, которым наверняка захотят воспользоваться и другие. В том числе и гораздо более крупные туроператоры. 

Кроме того, возникает вопрос, хватит ли фингарантий для расчетов с туристами в случае, если «Согласие» все же примет на себя обязательства по несостоявшимся турам. Предполагаемый размер ущерба в пресс-релизе не сообщается.

Судя по информации с сайта туроператора, ответственность ООО «Русь-Тур» застрахована на 50 млн рублей, договор заключен 16 февраля этого года и истекает 15 февраля следующего.

Сумма накоплений в «Турпомощи» неизвестна – карточка с данными туроператора уже удалена из реестра.

Напомним, что «Русь-Тур» специализировался на Китае и организовывал чартеры на остров Хайнань. После того как в январе в стране произошла вспышка коронавирусной инфекции, а Россия закрыла границу, туроператор оказался в сложной ситуации.

Для вывоза туристов с Хайнаня пришлось задействовать в том числе и кредитные средства. Вернуть деньги за несостоявшиеся туры компания полностью не смогла. В июне турагентства и туристы сообщали, что получили лишь 10–20% от предоплаченных сумм и не смогли дозвониться в «Русь-Тур».

В самой компании заявляли, что это связано с режимом самоизоляции, и обещали ответить на все претензии.

Источник: https://www.tourdom.ru/news/rosturizm-schitaet-chto-turistam-rus-tur-zaplatyat-strakhovshchik-i-turpomoshch.html

Исход один: больше половины туроператоров могут покинуть рынок в 2022 году

Банкротство туроператоров

Страховые компании намерены прекратить работать с туроператорами с 2022 года, сообщили «Известиям» во Всероссийском союзе страховщиков. Это означает, что поставщики туристических услуг по формальным основаниям будут массово исключаться из единого реестра туроператоров.

Спасти индустрию, по словам страховщиков, может гарантийный фонд, создание которого предусматривает законопроект об электронной путевке. Между тем отзывы крупных компаний и отраслевых объединений относительно планируемого нововведения негативные. «Известия» разбирались в ситуации.

Перезагрузка необходима

Всероссийский союз страховщиков принял решение отказаться от страхования ответственности туроператоров по истечении срока действия постановления правительства № 1073, которое устанавливает условия переноса туров, реализованных туроператорами до 31 декабря 2021 года, и порядок возврата средств гражданам.

Об этом «Известиям» сообщила председатель комитета по вопросам страхования в сфере туризма Всероссийского союза страховщиков, исполнительный директор страховой компании ERV Юлия Алчеева.

Это значит, что в 2022 году компании будут массово исключаться из единого реестра туроператоров, если не смогут выполнить требование Закона РФ о фингарантиях, продлив договор страхования финансовой ответственности, либо заручиться банковской гарантией, либо сформировать достаточный объем ФПО.

Банковские гарантии получить на практике почти невозможно.

А взносы в фонд персональной ответственности в «Турпомощи» должны составлять не менее 7% от общей цены проданного туристского продукта в сфере выездного туризма за предыдущий год.

Для крупных и средних туроператоров это является практически невыполнимым условием, а у мелких компаний получаются несерьезные суммы. Ясно, что рынку необходим альтернативный механизм обеспечения ответственности.

Такой весомый аргумент в пользу принятия законопроекта об «Электронной путевке» и создания гарантийного фонда туроператоров привела на недавней конференции, посвященной проекту, вице-президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Светлана Гусар.

Эксперт напомнила, что сейчас страховые компании выступают держателями 90% всего объема ответственности туроператоров и несут очень большие риски. В 2020 году заключено 5 тыс. договоров с лимитом ответственности 19 млрд рублей. При этом емкость этого вида страхования оценивается всего лишь в 300 млн рублей.

Таким образом, если такой размер совокупной ответственности обернется реальными возмещениями, для рынка это станет катастрофой.

Предупрежден — значит защищен

«Да, мы предлагаем реформировать механизм финансовых гарантий исполнения туроператором обязательств перед своими клиентами. Необходимо уходить от модели «нет договора страхования — нет места в реестре».

Инструменты фингарантий нужно менять, они должны быть многоуровневые, и самое главное — не только на бумаге, но и на практике», — заявила в беседе с «Известиями» председатель комитета по вопросам страхования в сфере туризма Всероссийского союза страховщиков, исполнительный директор страховой компании ERV Юлия Алчеева.

В 2018 году, после ухода с рынка туроператоров «Натали Турс» и «Росстур», страховщики говорили о том, что будут нацеливаться на уход с туристического рынка.

«Мы все занимаемся бизнесом, а бизнес должен приносить прибыль. А мы несем убытки из года в год и не видим перспектив.

Если для страховщиков слишком высоки риски, они либо добиваются изменений условий страхования, либо, в отсутствии таковых, уходят с рынка», — говорит Алчеева.

Пандемия никаких новых проблем не выявила, а лишь обострила старые. ВСС еще весной направил обращение на имя главы правительства Михаила Мишустина, в котором известил о намерении прекратить страхование туроператоров к началу 2022 года, по истечении срока действия постановления правительства № 1073.

«Речь, конечно, не идет о том, что сразу ни один страховщик не будет работать с турбизнесом, но дефицит будет колоссальный. Сейчас 4–5 страховщиков страхуют компании, консолидирующие наибольшие объемы», — объясняет Алчеева.

Искать компромисс

Между тем уход даже одного-двух страховщиков может привести к краху в целом системы страхования ответственности туроператоров. Поэтому чем быстрее будет принят законопроект, предусматривающий создание гарантийного фонда, тем больше будет времени на то, чтобы адаптироваться к новым условиям.

Эксперты не сомневаются: рынку необходимы прозрачные и отлаженные механизмы, которые будут обеспечивать его устойчивость. Страховые компании уже взяли на себя повышенные риски, но бесконечно делать это на имеющихся условиях, безусловно, не готовы.

По словам экспертов страхового рынка, нигде в мире на страховщиков не возлагают полного возмещения ущерба туристам в случае банкротства туроператора.

Очень хороший пример — ATOL в Великобритании, через который вернули деньги практически всем пострадавшим от разорения Thomas Cook.

И сейчас в условиях пандемии в Европе продумывают альтернативу привычному процессу страхования, что говорит о том, что проблема актуальна не только для России.

По словам страховщиков, создание гарантийного фонда, в который туристы, покупая тур, будут отчислять определенные суммы, неплохая альтернатива. К тому же с такой моделью туристы будут защищены максимально и гарантированно.

Сейчас же то не хватает денег из-за огромного ущерба, превышающего страховую сумму, то туроператор уходит с рынка без права на страховую выплату, то страховщики не могут исполнить обязательства из-за надзорных ограничений ЦБ по причине отзыва лицензии.

Плюс надо понимать, что предлагаемый фонд имеет госгарантии по аналогии с АСВ (Агентство по страхованию вкладов) и ДОМ.

РФ, а это значит, что его емкость всегда будет достаточной не только за счет отчислений за тур.

К тому же «Электронная путевка» даст страховой компании возможность адекватно оценить риски банкротства туроператора. Сейчас оценить уровень убыточности туристической отрасли непросто.

«Рынок хочет безусловных гарантий, но с критикой принимает создание регулирующей цифровой системы. Но в любом случае, если имеющиеся механизмы малоэффективны и так на протяжении более чем 10 лет, нужно двигаться дальше, формировать эффективные модели, снижать нагрузку на страховой и турбизнес, не ставить их в зависимость друг от друга», — убеждена Алчеева.

Туманно и несвоевременно

Идея гарантийного фонда, нашедшая горячую поддержку со стороны страхового сообщества, в очередной раз вызвала негодование турбизнеса. Участники отрасли отметили несвоевременность принятия этого закона и указали на недоработки в предлагаемом механизме.

Так, в случае утверждения документа взносы в гарантийный фонд с каждого тура придется платить всем компаниям, при этом риски у выездных туроператоров и игроков въездного и внутреннего туризма имеют совершенно разный вес.

К тому же введение электронной путевки сейчас приведет к увеличению нагрузки на и без того ослабленный турбизнес.

Заместитель гендиректора TUI Россия Александр Сирченко заявил, что турбизнес категорически против поспешного принятия решения о введении «Электронной путевки». Без тщательного просчета финансово-экономических и социальных последствий введения ЭП, без учета мнения турбизнеса по этому вопросу делать этого нельзя.

Процесс введения ЭП, по словам Сирченко, потребует со стороны туроператоров дополнительных финансовых затрат и человеческих ресурсов на обеспечение интеграции информационных систем, на заведение и передачу необходимой информации и многое другое.

Возложение дополнительной финансовой нагрузки на бизнес в условиях пандемии и выхода из нее неприемлемо и может привести к негативным экономическим последствиям, убежден Сирченко.

«В части поправок, внесенных ко второму чтению, в соответствии с которыми предлагается ввести новый механизм финответственности туроператоров — создать некий гарантийный фонд, формируемый за счет туристских взносов, — должен отметить, что в предложенном виде этот механизм неприемлем.

Почему деньги, собранные с туристов в гарантийный фонд, должны идти не только на защиту их прав, но еще и на инвестиции в никому непонятные инвестиционные проекты? Но что может быть с инвестициями, мы все понимаем.

И как тогда будут защищены права туристов? Тем более что контроль за этим гарантийным фондом поправками предлагается возложить на коммерческую организацию», — говорит Сирченко.

С учетом того что функционал «Электронной путевки» и действующего механизма финобеспечения в большей степени относится к государственным услугам, турбизнес предлагает, чтобы контроль и надзор за данными механизмами осуществляло государство в лице уполномоченного федерального органа власти — Ростуризма.

Сирченко рассказывает, что за последние годы существующий механизм защиты прав туристов и финобеспечения туроператорской деятельности в значительной степени показал свою эффективность.

«Вместе с тем мы понимаем, что назрели новые задачи и проблемы и действующий механизм требует совершенствования.

Но не надо ломать то, что пока работает и обеспечивает защиту прав туристов, и поспешно предлагать непонятный, непрозрачный механизм гарантийного фонда», — заявил Сирченко.

Сергей Шпилько, почетный президент Российского союза туриндустрии, придерживается схожего мнения.

Эксперт напоминает, что туроператоры уже платят в два фонда «Турпомощи»: резервный, предназначенный для финансирования эвакуации организованных туристов, и фонд персональной ответственности, чтобы «подчищать» ситуацию за страховщиками, когда их средств для покрытия ущерба от несостоявшихся поездок не хватает. «Сколько еще нужно фондов создать?» — задается вопросом Шпилько.

Да, существующая система финансового обеспечения ответственности туроператоров на базе «Турпомощи» нуждается в совершенствовании. И Ростуризм над этим вопросом работает, говорит Шпилько.

Сам себе страховщик

Шпилько предлагает задуматься о том, почему ВСС просит запретить страхование ответственности туроператоров.

«Казалось бы, не хочешь — не страхуй. Но дело в том, что страхование ответственности туроператоров в сфере въездного и внутреннего туризма стоит копейки и фактически безрисковое. Сколько-нибудь массовых потребительских конфликтов в сфере внутреннего и въездного туризма испокон века не было.

Тем более таких, как на выездном чартерном рынке с десятками тысяч туристов, застрявших за рубежом. В этом секторе предпринимательские и, соответственно, потребительские риски в последние годы выросли в связи с участившейся практикой запретов со стороны государства на поездки через туроператоров, расплачиваться за которые закон предписывает тем же туроператорам.

Такое распределение ответственности надо менять», — говорит Шпилько.

Страховщики не отказываются страховать ответственность туроператоров, иначе бы в этом году не было бы заключено, по данным того же ВСС, 5 тыс. договоров на сумму 19 млрд рублей. И это в условиях беспрецедентного кризиса, говорит Шпилько.

Просто страховщики, по мнению Шпилько, прежде всего заинтересованы в страховании выезжающих за рубеж. А туроператоры нередко предлагают этот вид страхования с более рискованным страхованием ответственности.

И чтобы лишить их этой законной возможности, часть страховщиков во главе с ВСС пытаются навязать запрет на страхование ответственности туроператоров другим страховым компаниям.

И лишить возможности соответствующего финансового обеспечения туроператоров.

«То, что сами страховые компании лопаются чуть ли не чаще туроператоров, при этом во внимание не берется.

Напомню, после банкротства в 2016 году страховой компании «Универс-Гарант» без уже оплаченной страховки осталось 119 туроператоров, после банкротства «Якоря» в 2018 году — 450 компаний, а в прошлом году после ухода с рынка НАСКО — 111 туристских компаний.

И то, что никто за это не ответил, никто ничего турфирмам не компенсировал, говорит и об уровне ответственности части страховщиков, и об уровне эффективности регулирования страхового бизнеса в России», — рассуждает Шпилько.

Александр Байбородин, руководитель компании «Юристы для турбизнеса «Байбородин и партнеры», напоминает, что опасения страховщиков в части страхования ответственности туроператоров имеют место уже давно.

В первую очередь по причине непрозрачной, по мнению страховщиков, деятельности туроператоров.

Вместе с тем, предоставление туроператором страхования ответственности часто идет в сочетании с медицинской страховкой для туристов этого туроператора, что дает хорошо заработать на полисах ВЗР.

«Полный уход от страхования ответственности сильно поменяет этот рынок. Сама по себе идея гарантийного фонда не нова и за последние 10 лет неоднократно всплывала в разных вариациях на разных площадках.

На мой взгляд, она имеет право на жизнь, но чтобы оценить текущую версию, необходимо как минимум увидеть от разработчиков этого проекта конкретные цифры — размеры отчислений, стоимость использования и т.д.

», — заявил Байбородин.

На данный момент высока вероятность того, что закон будет принят именно в таком виде, говорят эксперты. Дата рассмотрения пока не определена. Но, как ожидается, оно может состояться в ближайшее время. В любом случае туристическую отрасль ожидает реформа механизма страхования или оформления банковской гарантии.

Источник: https://iz.ru/1091267/aleksandra-polianskaia/iskhod-odin-bolshe-poloviny-turoperatorov-mogut-pokinut-rynok-v-2022-godu

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть