Договор приватизации земельного участка

Содержание

Важные правила и пошаговая инструкция, как приватизировать землю под частным домом

Договор приватизации земельного участка

Приватизация земельного участка – это возможность совершенно бесплатно стать собственником земли, которая принадлежит государству или органам местного самоуправления.

Для правильного проведения процедуры необходимо знать действующее законодательство, сложившуюся практику и условия приватизации в облегченном варианте.

О том, как приватизировать землю под частным домом, расскажем в статье.

Основные понятия и законодательная база

На сегодняшний день процедура приватизации регулируется федеральным законом № 178-ФЗ от 21 декабря 2001 года «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Что означает приватизация по закону № 178-ФЗ: это возмездная передача имущества государства и муниципалитетов в собственность физлиц и юрлиц.

На практике получается следующая ситуация: человек владеет и пользуется земельным участком, принадлежащим государственным или местным органам власти. Владение и пользование осуществляются на основании какого-то документа – распоряжения о выделении в пользу лица земли, договора бессрочного пользования, пожизненного владения и пр.

Но без права собственности владелец участка не может распоряжаться им:

  • передать по наследству;
  • подарить;
  • продать;
  • обменять;
  • заложить и пр.

Чтобы получить все эти права, необходимо оформить участок в собственность, т. е. приватизировать. Несмотря на наличие в законодательном определении слова «возмездная», стать собственником земли можно не только платно, но и бесплатно.

Платная процедура касается в основном коммерческих земель – предназначенных для ведения хозяйственной деятельности. А земли некоммерческого типа, как правило, передаются муниципалитетами безвозмездно при соблюдении всех правил приватизации.

Каких земель это касается:

  1. Предназначенные для ИЖС.
  2. Садоводческие, огороднические, для ведения личного хозяйства.
  3. Гаражно-строительные и пр.

С 2006 года действует т. н. «дачная амнистия» – упрощенный порядок бесплатного оформления земель физлицами. Такой порядок действует в соответствии с федеральным законом № 93-ФЗ от 30 июня 2006 года.

Не все виды земель, которые попадают под приватизацию, далее можно использовать для строительства полноценного жилого дома. На некоторых позволяется возводить дачи, а на некоторых только движимые объекты (гараж, вагон и пр.).

Невозможно приватизировать земли, которые не предназначены для владения, пользования и распоряжения частными лицами. Эти территории изъяты из оборота либо ограничены в обороте:

  • лесного и водного фонда, заповедников;
  • оборонные, стратегического назначения;
  • зон отчуждения;
  • используемые для нужд связи, транспорта и т.д.

Например, муниципалитет не вправе передать физическому лицу участок вдоль железной дороги для огородничества, садоводства и, тем более, возведения жилого дома.

Если же такая ситуация произошла и даже проведена приватизация, то градостроительные органы власти вправе признать действие незаконным и признать все постройки и объекты на земельном участке незаконными с дальнейшими неприятными последствиями.

Субъекты приватизации и виды прав

В текущем законодательстве нет ограничений для физических лиц, желающих приватизировать землю или иную недвижимость. Любой гражданин может обратиться в органы власти для оформления участка и объектов на нем в частную собственность.

Основанием для обращения являются любые землеотводческие документы, выданные административной службой, специализирующейся на распределении земель из фонда муниципалитета либо государства.

Право собственности по результатам процедуры может быть:

  1. Единоличным – на 100% принадлежать одному лицу.
  2. Совместным – принадлежать кругу лиц на общих правах без выделения конкретных долей.
  3. Долевым – у каждого совладельца обозначена доля в числовом значении или в натуральной форме, например, в кв.м.

Бесплатная процедура: для кого и почему?

Безвозмездное отчуждение государством и муниципалитетами земли в частный сектор производится в отношении участков, приобретенных гражданами по федеральному закону № 137-ФЗ от 25 октября 2001, по которому вступил в силу Земельный кодекс России.

Под безвозмездную приватизацию попадают владельцы участков, полученных до 2001 года для:

  • ИЖС;
  • личного подсобного хозяйства.

Любые участки для:

  • дачного хозяйства;
  • огородничества;
  • садоводства.

Также в процессе участвуют участки, принадлежащие гражданам на основании права пожизненного владения или постоянного пользования, а на участке находится жилая недвижимость с зарегистрированным правом собственности;

Сроки бесплатной приватизации несколько раз продлевались, а в последней редакции закона № 178-ФЗ безвозмездная передача земель муниципалитетов и госорганов в руки физлиц стала бессрочной.

При этом упрощенный порядок оформления документов («дачная амнистия») на участки действует до 1 марта 2021 года.

Общий порядок

Алгоритм действий сводится к следующему:

  1. Сбор и подготовка документации.
  2. Подача пакета документов с заявлением в соответствующий орган власти.
  3. Ожидание результата. Возможно, дополнение пакета новыми документами, если таковые требуются.
  4. Получение ответа – положительного или отрицательного.
  5. Если ответ отрицательный, по желанию его можно обжаловать в суде и подавать апелляции вплоть до Верховного суда России.

Подготовка документации

Основные документы для приватизации земли:

  1. Паспорт. Оригиналы и копии от всех совладельцев.
  2. Заявление. В МФЦ составляется специалистом. В администрации муниципалитета заполняется шаблонно, в произвольной форме.
  3. Правоустанавливающие документы. Договор наследуемого владения, бессрочного пользования, аренды, распоряжении о выделении участка и т. д. – все документы, подтверждающие права владения и пользования.
  4. Технический план. Изготавливается кадастровым инженером на основании межевого плана. Следовательно, сначала нужно произвести межевание, а потом заказать техплан. Выбрать кадастрового инженера нужно из организаций, занимающихся геодезией и пр. согласно законодательству РФ.
  5. Выписка из ЕГРН. Заменила кадастровый паспорт. С 2015 года кадастровые паспорта не выдаются, вместо них – общая выписка из ЕГРН. Заказать можно в МФЦ, онлайн через сайт Росреестра. Если участок не стоит на кадастровом учете, то постановка будет производиться одновременно с регистрацией права собственности.

При использовании «дачной амнистии» достаточно заявления, паспорта и правоустанавливающих документов. Остальные сведения Росреестр запросит самостоятельно из имеющихся баз данных в межведомственном обмене информацией.

Если процедура производится через администрацию, то список бумаг будет шире, причем каждый муниципалитет вправе выдвигать собственные условия передачи своего имущества в частные руки, например, срок владения землей. Соблюдение условий, разумеется, потребуется документально подтвердить. Большую часть справок и архивных данных можно запросить в МФЦ.

При административном методе приватизации часто от членов семьи и владельцев соседних участков требуется присутствие, когда заявитель сдает документацию для долгожданной приватизации.

Куда обращаться?

Есть 3 способа приватизировать землю:

  1. Упрощенный – производится Росреестром. Достаточно представить землеотводческие документы (при наличии – все иные документы на землю) в МФЦ, заполнить заявление, уплатить госпошлину за регистрацию прав.

    Для использования упрощенного порядка не требуется заранее разграничивать землю. Все технические операции можно произвести после внесения записи в ЕГРН и получения выписки о переходе права собственности.

  2. Традиционный – для тех, кто не может воспользоваться «дачной амнистией», – через администрацию муниципального образования. Более трудоемкий и длительный процесс.

    Требуется произвести геодезическую съемку, межевание, получить технический план, добиться согласия от соседей на установление границ, иногда – членов семьи, например, супруга, а также учесть интересы детей.

    По итогам заключается договор приватизации с муниципалитетом. Договор является правоустанавливающим документом для последующей регистрации перехода прав через Росреестр.

  3. Судебный – при невозможности добиться результата предыдущими способами. Судебная практика по вопросам приватизации земли в России богатая, но разрозненная, не обобщенная.

    Зачастую суды разных регионов принимают собственные, отличные от судебной практики других территорий решения. Для выигрыша необходима качественная подготовка, желательно – включение в процесс юриста, специализирующего именно на земельных правоотношениях.

Межевание

Межевой план при обращении в МФЦ необязателен, но по желанию его можно получить перед началом приватизационного процесса. Этот план отражает границы участка, определяет его площадь и примерные идентификационные данные.

Если вы собираетесь заключать договор приватизации напрямую с администрацией, то межевой план должен быть готов заранее. Как и где его заказать:

  1. Необходимо обратиться в лицензированную геодезическую фирму, где есть аттестованные кадастровые специалисты. Бесплатно – через специалистов муниципалитета.
  2. В фирму представляются все имеющиеся документы на участок. Составляется договор.
  3. Инженеры выезжают на территорию надела и осуществляют топографическую съемку, замеры, получают согласие соседей и пр. По итогам составляются проект межевания, согласие соседей, результаты топографической съемки, обозначения координат и границ. Готовится конечный план.
  4. Межевой план в виде чертежа с текстовыми пояснениями выдается владельцу надела. Готовый документ подается в МФЦ для постановки участка на кадастровый учет и присвоения кадастрового номера, который будет в дальнейшем основной характеристикой земли.

При постановке объекта на кадастр, он оценивается и получает определенную кадастровую стоимость. Гражданин вправе оспорить установленную кадастровую стоимость земли, если считает ее завышенной.

Оспаривание кадастровой стоимости происходит согласно федеральному закону № 218-ФЗ от 2005 года, путем созыва специальной комиссии при Росреестре.

Когда будет ответ?

Если соискатель подал заявление в МФЦ, то ждать результат нужно до даты, которую озвучит регистратор в окне приема. При обращении в муниципалитет срок может растянуться на месяц и более.

Через суд процедура зависит от скорости рассмотрения дела, наличия отводов по делу и пр. Отказ можно обжаловать в суде общей юрисдикции.

Получение результата

Результатом обращения в МФЦ станет выписка о государственной регистрации перехода права собственности. Она заменяет свидетельства, которые повсеместно выдавались прежде.

Является содержательной, а при утрате легко получить повторно. Выписка о праве собственности предоставляется строго заявителю.

Положительным результатом обращения в администрацию станет договор приватизации между физлицом и муниципалитетом. С этим договором необходимо явиться в МФЦ и зарегистрировать его, а также переход прав.

Сроки и стоимость

В среднем приватизация земли растягивается на 4-5 месяцев. Важно учитывать такие сроки тем физлицам, которые хотят воспользоваться «дачной амнистией».

Несмотря на бесплатную передачу имущества в частный сектор, приватизация земли имеет издержки на:

  • оплату госпошлины за регистрационные действия – установлены НК РФ; за земельный участок пошлина составляет 350 руб., за объект на нем – 2 000 руб.;
  • услуги геодезистов по межеванию – тарифы различных организаций отличаются, но не менее 10 000 руб.;
  • заказ дубликатов различных документов и пр.;
  • оплата иска и судебных издержек – если соискатель обращается в суд.

Что делать, если жилой объект приватизирован, а земельный участок нет?

Если заявитель хочет получить в собственность участок, на котором расположен жилой объект, уже оформленный в Росреестре, то нужно:

  • собрать документы на дом, аналогичные тем, что готовились по земле;
  • подать весь комплект в органы власти – МФЦ, администрацию;
  • ожидать результат.

Следовательно, существенных отличий с порядком оформления пустой земли нет. Согласно сложившейся практике при установлении границ участка, на котором расположен объект жилой недвижимости, за ориентир берутся данные землеотводческого документа и необходимый минимум для беспрепятственного пользования

Можно ли оформить находящийся в аренде ЗУ?

Арендованные участки приватизируются по тому же принципу, что описан выше.

Отказы

Органы власти вправе выдать отрицательный ответ по заявлению лица. Отказ в приватизации должен быть мотивированным. Не допускается препятствовать приватизации земельных участков без обоснования принятого решения.

Какие могут быть причины:

  • ошибки и противоречия в документах;
  • обнаружение, что участок не принадлежит к тому виду разрешенного пользования, который указан в документах;
  • нет права на приватизацию;
  • не соблюдены иные условия муниципального образования и пр.

Если получен отрицательный ответ, то его можно и нужно обжаловать через суд. Желательно нанять для защиты своих интересов опытного юриста – специалиста по вопросам приватизации именно земельных наделов.

по теме статьи

О приватизации земельных участков расскажет видео:

Заключение

Приватизация земельных участков – процесс передачи имущества муниципальных образований или региональных властей в собственность частного сектора. Она может быть бесплатной и возмездной. Бесплатная процедура не имеет сроков – каждый гражданин вправе воспользоваться ей в удобное время.

Однако срок истечения установлен для «дачной амнистии», т. е. упрощенного порядка приватизации для физлиц. Воспользоваться «амнистией» можно до 1 марта 2021 года.

Результатов успешной приватизации является выписка из Росреестра о переходе права собственности – от муниципалитета к частному лицу.

Источник: https://stroim-domik.org/podgotovka/zemelnyj-uchastok/kak-privatizirovat-pod-chastnym-domom

Приватизация земельных участков гражданами

Договор приватизации земельного участка

В научной литературе термин «приватизация» трактуется как в широком, так и в узком смысле.

В широком смысле под приватизацией понимается один из институтов, регулирующий экономику через сокращение государственного сектора и увеличение вклада частного сектора в хозяйственное развитие.

В узком смысле приватизация — это передача права собственности на имущество определенному кругу физических и юридических лиц.

Легальное определение приватизации содержится в Федеральном законе от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Так, в ст.

1 данного Закона приватизация рассматривается как возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственности физических и (или) юридических лиц.

Следует отметить, что указанная формулировка является несовершенной и не в полной мере отражает специфику приватизации. В частности, в формулировке указано, что приватизация является возмездной, в то время как приватизация может быть и безвозмездной. Например, приватизация земельных участков, находящихся на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.

Помимо этого, предлагаемое законодателем понятие не содержит критериев, позволяющих отграничить приватизацию от любой другой сделки по отчуждению имущества из государственной или муниципальной собственности, так как не всякое отчуждение государственного и муниципального имущества является приватизацией.

В этой связи юридическое понятие приватизации должно обладать исчерпывающим и ясным набором признаков, делающих его пригодным для практического применения.

Анализ законодательства, регулирующего отношения, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества, показал, что к основным признакам приватизации можно отнести следующие:

– приватизируемое имущество находится в собственности публично-правовых образований (Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований);

– отчуждение имущества осуществляется в частную собственность физических и юридических лиц;

– отчуждение имущества в рамках приватизации может быть как возмездным, так и безвозмездным;

– приватизация осуществляется только в порядке, предусмотренном законами о приватизации, а не общим гражданским и земельным законодательством;

– в наличии имеется четко установленная процедура.

Учитывая указанные признаки, полагаю, что в ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 2001 г.

№ 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» следует внести изменения, прописав, что под приватизацией следует понимать возмездное, а также в случаях, указанных в законе, безвозмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц в соответствии с законодательством о приватизации при соблюдении специально установленной процедуры передачи имущества.

Предлагаемая формулировка в большей степени отражает специфику рассматриваемой правовой конструкции, и в ней содержатся признаки, позволяющие отграничить приватизацию от иных сделок, связанных с отчуждением государственного и муниципального имущества.

Что касается приватизации земельных участков, можно отметить, что некоторые ученые под приватизацией земельных участков ошибочно понимают все формы (способы) отчуждения земельных участков из государственной или муниципальной собственности в частную. При этом, говоря о понятии «способ приватизации», эти исследователи исходят из того, что оно тождественно понятиям «способ передачи, отчуждения, приобретения (возникновения, перехода) права собственности на земельный участок».

В юридической литературе выделяют два вида приватизации земельных участков:

– бесплатная передача публичного земельного участка в собственность гражданина, не обладающего каким-либо правом на данный земельный участок;

– бесплатная передача публичного земельного участка в собственность гражданина, уже использующего такой участок на каком-либо ограниченном вещном праве.

По моему мнению, подобное толкование данного термина является чрезмерно широким, так как включает в себя, помимо приобретения права собственности на земельные участки, предоставленные на праве постоянного (бессрочного) пользования либо пожизненного наследуемого владения, и иные способы предоставления земельных участков. Например, бесплатное предоставление земельных участков льготным категориям граждан (гражданам, имеющим трех и более детей, и т.д.) или выкуп земельного участка, на котором находятся здания, строения, сооружения, принадлежащие лицу на праве собственности.

В научной периодике под приватизацией земельных участков также понимают юридическую процедуру, включающую в себя действия по прекращению права собственности на земельный участок у одного субъекта (государства) и возникновению права собственности на земельный участок у другого субъекта (физического или юридического лица), завершающуюся заключением договора купли-продажи или производимую на безвозмездной основе.

На мой взгляд, указанная формулировка является удачной, в ней в отличие от ряда других говорится о том, что приватизация земельных участков может осуществляться на безвозмездной основе.

Вместе с тем в формулировке по-прежнему отсутствуют критерии, по которым можно отграничить приватизацию земельных участков от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

По моему мнению, критерием, позволяющим отграничить приватизацию земельных участков гражданами от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности публично-правовых образований, является обладание гражданином правом постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на приобретаемый в собственность в порядке приватизации земельный участок.

В этой связи удачной видится формулировка, при которой под приватизацией земельных участков необходимо понимать не что иное, как передачу (перерегистрацию или переоформление) в собственность ранее предоставленных гражданам земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.

Вместе с тем у указанной формулировки имеются и недостатки, в частности нет указания о безвозмездности приватизации земельных участков гражданами.

С учетом выявленных мной недостатков полагаю, что под приватизацией земельных участков гражданами следует понимать безвозмездную передачу в собственность ранее предоставленных гражданам земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.

К проблемам, связанным с приватизацией гражданами земельных участков, можно отнести неправомерное предоставление земельных участков, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий.

Несмотря на запрет в действующем земельном законодательстве на приватизацию земельных участков, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий, органы государственной власти и местного самоуправления нередко принимают решения о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан.

К основным причинам нарушений, допускаемых в ходе приватизации земельных участков, которые расположены в пределах особо охраняемых природных территорий, можно отнести, во-первых, неправильное понимание органами государственной власти и местного самоуправления положений действующего законодательства, что может быть компенсировано деятельностью контрольно-надзорных органов; во-вторых, отсутствие четко установленных границ особо охраняемых природных территорий.

Исследование судебно-арбитражной практики показало, что основной причиной незаконной приватизации земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий является отсутствие в кадастре особо охраняемых природных территорий достаточных данных о расположении границ отдельных особо охраняемых природных территорий. Зачастую отсутствие необходимых сведений о границах в кадастре особо охраняемых природных территорий связано с бездействием государственных органов, уполномоченных на осуществление указанной деятельности.

К примеру, Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредставлении в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы памятника природы «Геологические обнажения на реке Оредеж у поселка Ям-Тесово».

Лужским городским судом административное исковое заявление было удовлетворено. Суд обязал ответчика в течение 12 месяцев представить в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет, документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы особо охраняемой природной территории.

Суд правомерно исходил из того, что именно Комитет по природным ресурсам несет обязанность по представлению сведений о границах зон с особыми условиями использования в органы государственной регистрации.

При этом бездействие ответчика нарушает права неопределенного круга лиц на получение сведений из реестра недвижимости о расположении зон с особыми условиями, а также может привести к нарушениям законодательства в части предоставления в собственность земельных участков в границах особо охраняемой природной территории, что может повлечь причинение вреда уникальной природе природного заказника в связи с использованием его не по назначению.

В настоящее время в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 14 марта 1995 г.

№ 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» сведения о границах особо охраняемых природных территорий вносятся в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий на основании решения об их образовании, которое принимается органом государственной власти или местного самоуправления в зависимости от статуса образуемой особо охраняемой природной территории. При этом ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Поскольку нарушения законодательства в сфере приватизации земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий продолжают иметь место, полагаю, что в целях обеспечения законности в данной сфере необходимо в административном законодательстве в отношении должностных лиц предусмотреть ответственность за непредставление сведений о границах особо охраняемых природных территорий в государственный кадастр. По моему мнению, указанная мера будет способствовать уменьшению количества нарушений, связанных с незаконной приватизацией земельных участков, входящих в пределы особо охраняемых природных территорий.

В качестве вывода можно отметить, что критерием, позволяющим отграничить приватизацию земельных участков гражданами от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности публично-правовых образований, является обладание гражданином правом постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на приобретаемый в собственность в порядке приватизации земельный участок.

Источник: https://zakon.ru/blog/2020/06/24/privatizaciya_zemelnyh_uchastkov_grazhdanami

В каких случаях возможна бесплатная приватизация земельного участка

Договор приватизации земельного участка

Под приватизацией понимается приобретение права собственности на недвижимость, принадлежащую государству или муниципалитету.

До недавнего времени эта возможность не была предусмотрена законом, и владеть землей можно было лишь по праву бессрочного пользования либо пожизненного наследования, которое не включало в себя возможность совершение каких-либо сделок с участком.

Право на продажу земли, сдачу в аренду и другие действия доступны после завершения приватизации. Сколько стоит приватизировать землю, зависит от способа и времени получения ее в пользование.

Виды приватизации

Приватизировать участок можно тремя способами:

  • Бесплатно, по упрощенной схеме в административном порядке. Такое возможно, если на участке расположен дом заявителя, право собственности на который было получено до принятия новой версии Земельного кодекса РФ (до января 2002 г.) и в других случаях, предусмотренных законом.
  • Подав исковое заявление в суд. Необходимость в этом возникает в случае отказа администрации в процедуре бесплатной приватизации. Обжалование возможно в течение трех месяцев после выдачи отказа.
  • Выкупив участок у государства. Чтобы определить, сколько стоит приватизировать земельный участок, нужно провести кадастровую экспертизу. Воспользоваться этим вариантом может любое лицо.

Бесплатная приватизация

Новым ЗК РФ установлен запрет на предоставление земли в бессрочное пользование или пожизненное наследование, однако лица, получившие такое право до вступления в силу нового ЗК, могут оформить право собственности безвозмездно. Такая возможность предоставляется также и некоторым другим категориям лиц. Воспользоваться правом на бесплатную приватизацию можно только один раз.

В каких случаях возможна

приватизация участка

какие документы нужны для приватизации садового участка — читайте в статье здесь

согласно зк рф право на бесплатную приватизацию земли имеют лица:

  • получившие право собственности на дом (подсобную пристройку), расположенный на участке, до 31 октября 2001 г. в результате покупки, наследования, частного строительства или других действий.
  • владеющие землей, на которой расположено жилое строение оформленное в собственность по праву:
    1. постоянного пользования (это право не передается по наследству, поэтому наследникам собственника все-таки придется выкупить участок у государства или оформить договор аренды).
    2. пожизненного наследуемого владения.
  • заключившие договор аренды на участок (для индивидуального строительства или ведения хозяйства) до 31 октября 2001 г. , то есть принятия зк рф.
  • являющиеся членами садоводческого товарищества или строительного кооператива (по «дачной амнистии»).
  • многодетным семьям, имеющим более двух детей, приобретающим участок для строительства дома (пп. 6 ст. 39.5 зк рф).
  • приобретающие участок на территории дальневосточного округа. регистрация таких земель осуществляется в особом порядке, регулируемом пп. 9 ст. 39.5 зк рф.
    1. имеющие льготы (пп. 7 ст. 39.5 зк рф):

    2. ветераны;
    3. герои ссср и рф;
    4. герои социалистического труда;
    5. лица, находящиеся на военной службе;
    6. дети-сироты.

стоимость приватизации земельного участка в 2020 году для лиц, не вошедших в список, будет зависеть от кадастровой стоимости земли.

сроки

Законодательством был установлен срок реализации права на бесплатную приватизацию до декабря 2013 г. Однако, учитывая тот факт, что большинство граждан не успело воспользоваться своим правом, срок продлевался еще дважды: до 1 марта 2015 г. и до 1 марта 2018 г.

Более подробно до какого года продлена приватизация читайте в этой статье https://realtyinfo.online/2951-privatizaciya-nedvizhemisti-do-kakogo-sroka-prodlena

Гораздо более длительный срок оформления отпущен для членов садоводческого (и подобных ему) товарищества и кооператива — до 31 декабря 2020 г. Данная льгота действует независимо от того, когда участники вступили в товарищество (кооператив). Соответствующие исправления были внесены в «дачную амнистию» 1 марта 2015 г.

Оформление

О приватизации земли

Порядок приватизации земельного участка в 2020 году описан в статье здесь

Чтобы получить право собственности на землю, нужно выполнить следующие действия:

  1. Получить согласие или отказ каждого из членов семьи в письменной форме и заверить его у нотариуса.
  2. Написать заявление в районную администрацию. Срок его рассмотрения составляет месяц.
  3. При отсутствии кадастрового паспорта провести межевание земельного участка (за свой счет) для составления плана (п. 15 ст. 39.15 ЗК РФ). Обычно это занимает не больше месяца.
  4. Получить кадастровый паспорт.
  5. Провести оценку участка, чтобы определить, сколько стоит приватизация земли (в случае с ее выкупом).
  6. Заключить договор передачи земли (при безвозмездной приватизации) или купли-продажи (если приватизация платная).
  7. Подать заявление и собранный пакет документов в Росреестр. Решение должно быть получено в течение десяти дней (п. 3 ст. 13 № 122 –ФЗ).
  8. В случае положительного ответа зарегистрировать право собственности на землю.

Если земельный комитет отказывает в выдаче договора, следует обратиться в арбитражный суд с просьбой признать его действия противоречащими законодательству.

Пошлина

Независимо от способа приватизации (бесплатного или стандартного) оформление составит некоторые обязательные, а при необходимости, и дополнительные расходы. Чтобы рассчитать, сколько стоит приватизация дома и участка, нужно также принять во внимание возможное отсутствие нужных документов.

За регистрацию права собственности на участок в Росреестре взимается пошлина.

Земли Сумма (р.)
Предназначенные для постройки частного жилого дома, ЛПХ, разведения садово-огородных культур, ИГИС350
Используемые в других целях2000

Дополнительные расходы.

Виды Сумма (р.)
Согласие каждого из членов семьи, проживающего на участке, выражается в письменном виде и заверяется нотариально1000
Если кто-либо из членов семьи против приватизации, отказ составляется в письменной форме и заверяется у нотариуса1000
При отсутствии технического паспорта проводится межевание и составляется план участка11 000
Получение паспорта в БТИСогласно тарифу, установленному администрацией
Выписка из ЕГРЮЛ200

Источник: https://realtyinfo.online/2890-stoimost-privatizatsii-zemelnogo-uchastka

Приватизация земельного участка: с чего начать оформление земли в частную собственность бесплатно, перечень необходимых документов и образец заявления

Договор приватизации земельного участка

/ Приватизация / О чем следует знать при приватизации земельного участка?

Большое количество граждан долгие пользуются участками земли, которые не принадлежат им на праве собственности.

Этот факт порождает множество ограничений для владельцев: нельзя возвести более одной постройки помимо основного дома, запрещено сдавать в аренду или продавать надел.

Снять все перечисленные запреты можно только, приватизировав надел. О том, как правильно это сделать и как много времени это займет, читайте в этой статье.

Основания для перевода объекта в частное владение

Пользователи муниципальных земель имеют право получить право собственности на них, проведя процедуру переоформления участка. Сделать это удастся только по согласованию с местной администрацией, которая является действующим владельцем надела, и при наличии законных оснований.

При каких условиях граждане вправе приватизировать объект:

  • Если с муниципалитетом заключен договор на бессрочную аренду или передачу в пользование гражданину;
  • При отсутствии долгов за коммунальные услуги перед садоводством;
  • Участок не относится к природоохранной зоне или к территориям национального достояния России;
  • Есть кадастровые документы на землю;
  • Заявитель ранее не пользовался правом на бесплатную приватизацию недвижимости (если процедура проходила до 18 лет, закон позволяет повторить ее еще один раз).

Окончательное решение о том, можно ли передать надел в частную собственность, принимается органами местного самоуправления, в ведении которых располагается объект недвижимости. Для того чтобы минимизировать вероятность получения отказа, рекомендуем перед тем, как приватизировать землю под домом, узнать пошаговый алгоритм ваших действий.

Порядок действий, как оперативно приватизировать землю

Если вы ни разу не сталкивались с подобного рода процедурами и не знаете, с чего начать, рекомендуем придерживаться устоявшегося порядка действий. Прежде всего, стоит убедиться, все ли документы на землю под домом у вас в соответствии с требованиями закона. Помните, что отсутствие какой-либо важной справки – основание для вынесения отказа по вашему заявлению.

Желающие переоформить муниципальный участок в частную собственность самостоятельно принимают решение о необходимости проведения этой процедуры, которая состоит из нескольких шагов:

  1. Выясняем, все ли собственники частного дома, который располагается на земле, согласны на получение статуса собственника.
  2. Проверяем наличие требуемых документов.
  3. Получаем план с точным определением границ надела в садоводстве.
  4. Подаем заявление в местную администрацию.
  5. Заключаем двусторонний договор с муниципалитетом.
  6. Обращаемся в Росреестр для регистрации перехода прав на участок.

Перед тем, как приватизировать надел, убедитесь, что вы и другие участники имеете на это право, поскольку в противном случае есть риск получения отказа.

На законодательном уровне определен точный перечень того, какие документы и справки потребуются пользователю участка для получения согласия от администрации на проведение процедуры.

Проверьте по этому списку, без чего ваше обращение не будет рассмотрено:

  1. Паспорта заявителей.
  2. Правоустанавливающий акт на пользование земельным участком (например, договор бессрочной аренды).
  3. Кадастровый паспорт.
  4. План межевания.
  5. Заявление на приватизацию.
  6. Подтверждение того, что граждане ранее не получали в собственность муниципальное имущество.
  7. Согласие всех физических лиц, которые имеют право на участие в процедуре.
  8. Квитанция об уплате госпошлины.

Несмотря на то, что этот перечень является закрытым и исчерпывающим, в некоторых случаях вам могут дополнительно потребоваться необходимые для разрешения документы. Например, решение суда в случае, если другой собственник частного дома чинит препятствия для переоформления участка.

Заполняем образец заявления

Обращаться с указанными в перечне выше документами стоит в саму администрацию, в чьем ведении находится ваш земельный участок. Для того чтобы ваше прошение было рассмотрено и согласовано, заявление на приватизацию земельного участка, должно содержать в себе все важные пункты.

Образец документа доступен для скачивания

Что нужно указать при составлении этого документа:

  1. Наименование органа, в который направляется обращение.
  2. Данные всех участников процедуры.
  3. Информация о наделе, который подлежит переоформлению.
  4. Подпись и дата заявителей.

Для тех, кто не имеет опыта составления подобных актов, рекомендуем воспользоваться готовым образцом, который доступен для скачивания на нашем портале.

Установленные законом сроки

В соответствии с Законом о приватизации, физические лица должны получить готовое свидетельство о собственности в течение 45 дней со дня подачи заявления на проведение процедуры в упрощенном порядке. Увеличение сроков будет зависеть от того, насколько правильно вы подали документы.

Если вы не знаете, где узнать о том, сколько дней будет рассматриваться обращение, и когда есть право привлекать муниципалитет к ответственности за бездействие, изучите Административный регламент по предоставлению услуг приватизации.

В том случае, если у пользователя участком не было кадастрового паспорта, потребуется его восстановление, которое в среднем занимает дополнительно около двух недель в зависимости от загруженности региональных госорганов.

Как оформить регистрацию права собственности?

После того как обращение было рассмотрено и согласовано местной администрации, с заявителем заключается договор о приватизации земельного участка. На этом этапе принято считать, что процедура фактически окончена, однако, будущему собственнику еще предстоит зарегистрировать свои права на надел, для этого необходимо обратиться в Росреестр.

Подобная услуга не предоставляется госорганами безвозмездно, потребуется предварительно оплатить государственную пошлину в размере 350 рублей.

Перед тем, как оформить свое приватизированное владение, необходимо заранее подготовить заявление на регистрацию права собственности на землю под домом. Для упрощения процедуры воспользуйтесь готовым образцом, который размещен на нашем сайте и доступен для бесплатного скачивания.

Важные нюансы и особенности

Многие граждане задаются вопросом: с чего начать процедуру, и какие особенности стоит учесть перед тем, как приватизировать объект. Ответ простой: предусматривать рекомендовано абсолютно каждую деталь, поскольку каждая ошибка может стать основанием для вынесения отказа.

Правила, необходимые для соблюдения заявителям:

  • Никакие документы не стоит подавать, если вы уже были участником другой приватизации в совершеннолетнем возрасте;
  • Если второй собственник категорически против проведения процедуры, потребуется обращение в суд;
  • Даже при упрощенном порядке государственные органы требуют все необходимые справки, начиная с кадастрового паспорта, заканчивая планом межевания;
  • Перед тем, как оформить право собственности, ознакомьтесь со списком обязанностей, которые вы получите после процедуры;
  • Если в вашем деле есть ряд нюансов и особенностей, лучше заручиться поддержкой профессионального юриста.

Помните, что лучше заранее предусмотреть все вероятные препятствия и их предотвратить, чем оспаривать официальный отказ от местной администрации в судебном порядке.

Сколько стоит и есть ли сейчас бесплатная приватизация?

На сегодняшний день граждане могут получить в свою собственность неприватизированное муниципальное имущество, которое им вверено на законной основе, абсолютно бесплатно. Действует это право до тех пор, пока не подошел срок окончания дачной амнистии, поэтому на момент подачи документов уточните, есть ли сейчас такой порядок или нет.

Дополнительные расходы, которые потребуются при переоформлении земельного участка:

  • Государственная пошлина для регистрации права собственности в Росреестре – 250 рублей;
  • Подготовка плана межевания и определения точных границ участка – от 5000 до 15000 рублей;
  • Услуги нотариуса от 500 до 3000 рублей;
  • Стоимость помощи специалиста регистратора – от 10000 рублей.

Именно поэтому те заявители, которые ищут, где узнать о том, сколько стоит такая процедура, не могут найти ответ, ведь каждый случай индивидуален. Если у вас абсолютно все документы готовы, нет несогласных участников приватизации, и есть опыт составления обращений в госорганы, эта услуга вам обойдется не более 1500 рублей.

Если поступил отказ

Окончательное решение о приватизации земельного участка в садоводстве принимается местной администрацией, поскольку именно этот орган является действующим собственником надела.

В каких случаях заявителю с большой долей вероятности откажут:

  • Если физическое лицо уже становилось участником процедуры на бесплатной основе;
  • Не все необходимые документы были собраны и поданы;
  • Земля под домом находится в перечне категорий природоохранной или, в особенности, культурной зоны;
  • Период для проведения приватизации закончен и не был продлен (уточняйте заранее, есть ли сейчас право на обращение или нет);
  • Не учтен вопрос о том, можно ли переоформить в собственность конкретную категорию земель;
  • Заявитель не узнал заранее, что нужно указывать в обращении к местной администрации;
  • У гражданина есть долги на оплату ЖКХ и взносов в садоводство.

В тех случаях, когда физическому лицу отказали в проведении процедуры незаконно и необоснованно, оно вправе подать исковое заявление в суд. Учитывая сложность данной категории дел и низкий процент удовлетворения исковых требований граждан, рекомендуем воспользоваться помощью земельного юриста, стоимость услуг которого окажется максимально подходящей.

Более подробно о приватизации через суд читаем здесь.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.