Машина организации с дтп

Содержание

Порядок действий при ДТП с участием транспортных средств принадлежащих юридическим лицам и ИП

Машина организации с дтп

Здравствуйте, уважаемые коллеги.

В соответсвии с Постановлением Правительства РФ № 647 «Об утверждении Правил учета дорожно-транспортных происшествий», где бы ни произошло дорожно-транспортное происшествие, и кто бы ни находился за рулем, непосредственно к разбору и учету ДТП привлекается владелец транспортного средства. Если автомобиль принадлежит юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, то они должны вести учет ДТП. Об этом сказано в пунктах 15-18 Постановления № 647:

  1. Владельцы транспортных средств учитывают дорожно-транспортные происшествия с участием принадлежащих им транспортных средств независимо от места их совершения.
  2. Форма учета дорожно-транспортных происшествий владельцами транспортных средств определяется Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации.
  3. Владельцы транспортных средств обязаны немедленно сообщить в орган внутренних дел по месту своего нахождения о каждом дорожно-транспортном происшествии с участием принадлежащих им транспортных средств.
  4. Владельцы транспортных средств ежемесячно сверяют с управлениями (отделами) органа внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, сведения о дорожно-транспортных происшествиях с участием принадлежащих им транспортных средств.

Так же, согласно пункта 1 Статьи 20 Федерального закона РФ от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, обязаны анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств.

Кто конкретно в организации должен отвечать за учет ДТП? В первую очередь ответственность за все нарушения несет руководитель предприятия, соответственно он и должен организовать учет ДТП, проведение их анализа и устранение причин.

Согласно пункта 2 Статьи 20 Федерального закона РФ от 10 декабря 1995 г.

№ 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющие перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями), обязаны назначать ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

  Техническое обслуживание ТС. Что предписывает закон

То есть в данном случае в организации, владеющей транспортными средствами, должен быть назначен штатный сотрудник, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения.

 Учет ДТП, расследование ДТП с участием служебного транспорта, анализ причин и оформление результатов, организация проведения мероприятий, направленных на профилактику ДТП — непосредственные обязанности специалиста ответственного за обеспечение БДД.

Последовательность действий участника ДТП и должностных лиц организации.

  1. Сообщить о дорожно-транспортном происшествии в ГИБДД. Сообщает водитель в момент вызова ГИБДД на место ДТП.
  2. Сообщить в организацию. Водитель сообщает специалисту ответственному за обеспечение БДД в организации или своему непосредственному руководителю.
  3. Сообщить о ДТП в органы внутренних дел по месту нахождения предприятия – таково требование пункта 17, Постановления № 647. Сообщает специалист ответственный за обеспечение БДД или непосредственный руководитель участника ДТП.
  4. Зарегистрировать ДТП в журнале учета дорожно-транспортных происшествий. Учет ведет специалист ответственный за обеспечение БДД.
  5. Провести служебное расследование. Расследование проводит специально назначенная для этого комиссия в составе не менее трех человек.
  6. Составить акт по результатам служебного расследования. Акт составляется и подписывается членами комиссии проводившими служебное расследование.
  7. Получить в ГИБДД результаты расследования. Специалисту ответственному за обеспечение БДД, или другому доверенному лицу необходимо обратиться в органы ГИБДД и получить копии постановления по делу об административном правонарушении и формулировку окончательного вывода.
  8. Издать приказ по результатам расследования. При наличии вины привлечь к дисциплинарной ответственности водителя или других виновных должностных лиц.
  9. Ознакомить водителя с приказом под подпись. Если водитель (или другие должностные лица, чья вина доказана и отражена в приказе) отказывается расписаться в приказе, то составляется акт об отказе в ознакомлении.
  10. Провести специальный инструктаж со всеми водителями.
  11. Зафиксировать проведение инструктажа в Журнале регистрации инструктажей.

Начальник Транспортного отдела Зуев Серафим

Источник: https://trans-otdel.ru/%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%8F%D0%B4%D0%BE%D0%BA-%D0%B4%D0%B5%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D0%B9-%D0%BF%D1%80%D0%B8-%D0%B4%D1%82%D0%BF-%D1%81-%D1%83%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%B5%D0%BC-%D1%82%D1%80/

Двойная ответственность — ДТП на служебной машине: кто и за что заплатит?

Машина организации с дтп

Управление служебным автомобилем – еще не гарантия того, что водитель будет осторожен. Но если человек попадает в аварию, улаживание ситуации происходит немного иначе, чем у того, кто ехал на собственном авто. И это не означает, что водителю удастся избежать ответственности.

Что делать, если попал в аварию на служебной машине

Если ДТП уже произошло, главное – не растеряться, четко и быстро выполнить следующие действия:

  • включить «аварийку» и выставить на дорогу соответствующий знак;
  • узнать, есть ли в другом автомобиле пострадавшие, при необходимости помочь им и вызвать «скорую»;
  • не менять положение поврежденных ТС;
  • вызвать сотрудников ГИБДД;
  • позвонить своему руководству, чтобы они могли связаться со страховщиком;
  • осмотреть служебную машину, предварительно определить полученные дефекты;
  • сфотографировать место происшествия во всех подробностях и с разных ракурсов, а также автомобили участников аварии;
  • найти и записать имена, телефоны и адреса очевидцев случившегося, убедить их дать показания;
  • объяснить сотрудникам ГИБДД, как все произошло;
  • не признавать себя виновным (пусть сначала соответствующие органы это докажут);
  • проследить, чтобы в протоколе было верно описано видение ситуации, стояло определение «водитель», а не «виновник»;
  • в документе так же должна быть информация о свидетелях;
  • если протокол не отражает истинных обстоятельств дела, свое несогласие следует зафиксировать в нем;
  • забрать у сотрудника ГИБДД все документы, которые положены в таких случаях, а недостающие получить в ближайшем отделении полиции.

Рекомендуем прочитать о правилах общения с инспектором ГИБДД. Вы узнаете об основаниях для остановки авто, правилах общения с инспектором ГИБДД, видеосъемке регистратором разговора, правах и ограничениях сотрудников ГИБДД.
А здесь подробнее о штрафе за спецсигналы.

Какая ответственность за ДТП

Вне зависимости от формы собственности автомобиль является источником повышенной опасности. Но последствия ДТП не всегда улаживаются тем, кто был за рулем, если транспорт служебный.

В рабочее время

Если во время аварии автомобилист осуществлял свои профессиональные обязанности, ответственность возлагается на организацию, которой принадлежит ТС. Это регламентируется статьей 1068 Гражданского Кодекса РФ:

Юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.

Если все оформлено законным образом, на автомобиль должна быть страховка. Выплата на ремонт осуществляется:

  • Из средств страховой компании другого участника аварии, если он признан виновным. Здесь к водителю служебного авто, являющегося потерпевшей стороной, обычно не предъявляют претензий. Он освобождается от судебных тяжб в качестве истца, выступая третьей стороной. Тем более не будет истребовано никаких выплат из собственного кармана наемного работника.

Ремонтировать машину придется за счет страховщика, виновного в аварии. А если у последнего нет полиса, то за его личные средства.

  • Страховой фирмой, выдавшей ОСАГО на служебную машину, если ее водитель виноват в ДТП. В данном случае часть выплат могут потребовать с него самого, вычитая деньги из зарплаты. Например, если он грубо нарушил правила, или страховка не покрывает ущерб целиком. Водителя служебного ТС могут вынудить восстанавливать и автомобиль, принадлежащий организации. Если он откажется делать это добровольно, фирма подаст в суд и скорее всего выиграет дело.

В нерабочее время

Иначе все происходит, если автомобилист использовал служебную машину в личных целях в нерабочее время. В поездке у него нет путевого листа и других сопроводительных документов. Здесь тоже могут быть два варианта ответственности:

  • Работник признан потерпевшей стороной. В этом случае ремонт машины должен происходить за счет страховщика другого участника аварии. Но он может отказаться делать это добровольно, сославшись на то, что действие полиса не распространяется на использование ТС в нерабочее время. Организации, которой принадлежит авто, придется подавать в суд. Дело наверняка удастся выиграть.

Но если страховая выплата не покроет весь ущерб, доплачивать придется водителю, попавшему в аварию в нерабочие часы.

  • Он признан виновным в ДТП. Здесь все еще сложнее. Возмещать урон, нанесенный другой стороне, обяжут организацию, на которую зарегистрировано авто. Но она потребует возврата выплаты с работника, воспользовавшегося ТС в неурочное время. Если он не желает возмещать ущерб добровольно, работодатель подаст в суд. Сделать это разрешает статья 243 Трудового Кодекса РФ, гласящая:

«Материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на работника в следующих случаях: … причинения ущерба в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом;… причинения ущерба не при исполнении работником трудовых обязанностей.».

Кроме выплаты пострадавшей стороне, на него ляжет необходимость ремонтировать и служебную машину. Организация может также потребовать со своего сотрудника погашения морального вреда, подав иск в суд.

Кто платит за разбитое служебное авто, если в ДТП нет виновных

Отсутствие виновника в аварии приводит к тому, что выплаты страховой компанией, если это полис ОСАГО, не производятся. Но служебный автомобиль оказывается разбитым, значит, требует ремонта.

В этом случае организация должна восстанавливать его за свой счет. Или подавать в суд для выявления виновника и взыскания с него возмещения ущерба.

Но требовать со своего водителя, чтобы он оплачивал ремонт автомобиля из личных средств, работодатель не имеет права.

Нередко сотрудника в таких случаях вынуждают составлять долговую расписку, чтобы с ее помощью незаконно получить с него деньги на восстановление ТС.

Водителю ни в коем случае не следует поддаваться давлению и подписывать ее. Ведь работодатель с этим документом пойдет в суд.

И тот, несмотря на отсутствие заверения расписки нотариусом, может принять решение о выплате водителем несуществующего долга.

О том, когда страховая компания отказывает в выплате ОСАГО на законных основаниях, смотрите в этом видео:

Если вина обоюдная

Иногда виновными в ДТП называют обоих водителей. В этом случае ущерб погашается страховыми компаниями, но только в размере 50%. Или сумма делится в соответствии со степенью вины каждого.

Но второй участник ДТП может потребовать недостающие деньги с организации, в которой трудится водитель служебного авто.

А она имеет право подать в суд уже на своего работника, чтобы вернуть выплаченные по этому иску деньги.

Рекомендуем прочитать о лишении прав за ДТП. Вы узнаете о классификации ответственности за ДТП, наказании за ДТП с пострадавшими и без, в алкогольном опьянении.
А здесь подробнее о том, как проверить, была ли машина в ДТП.

Садясь за руль служебной машины, автомобилист не должен рассчитывать, что отвечать за его нарушения будет работодатель. Но не стоит также брать на себя вину за ДТП и разбитую машину, если ее нет. При попытке организации взвалить все выплаты на сотрудника лучше идти в суд, взяв в помощники опытного юриста. Он скорее разберется в том, кто, кому и сколько должен возмещать.

Источник: https://avto-urist.online/dtp-na-sluzhebnoj-mashine/

Возмещение ущерба при ДТП со служебным автомобилем

Машина организации с дтп

В России количество автомобилей постоянно растет, а вместе с этим увеличивается и количество аварийных ситуация на дорогах. При этом нередко происходят ДТП на служебном автомобиле, но в этом случае возникают определенные нюансы. Многие не знают, кто возмещает ущерб работодателю и пострадавшим, могут ли наказать собственника и кем составляется акт ущерба при ДТП?

По действующему в 2018 году законодательству эксплуатация транспортных средств связана с обращением с источником повышенной опасности. Согласно статье 1070 из Гражданского кодекса, юридические лица и люди, деятельность которых связана с эксплуатацией ТС, должны возмещать наносимый вред, если им не удается доказать влияние непреодолимой силы или злой умысел потерпевшего.

Под организацией подразумеваются юридические лица любых существующих организационно-правовых форм, в том числе ПБОЮЛ. Кроме того, значения не имеет законное основание, по которому авто принадлежит компании: право собственности, аренда и пр.

Согласно статья 1064 из Гражданского кодекса, причиняемый имуществу или здоровью граждан вред, а также вред имуществу юридических лиц должен быть возмещен в полном размере тем лицом, которое причинило этот вред.

По статье 1068 юридическое лицо или гражданин должен возмещать ущерб, причиняемый его работником в процесс исполнения служебных, должностных или других трудовых обязанностей. Соответственно, изначально причиняемый служебным автомобилем ущерб возмещает организация.

На суде ответчиком по делу, связанному с возмещением вреда при аварии, выступает именно организация. Водителя привлекают, как третье лицо со стороны ответчика. Таким образом, во время рассмотрения ДТП автоинспекцией желательно прибытие на место аварии представителя компании или юридического лица, что позволяет грамотно подготовиться и защитить законные права.

Дтп на служебной машине в рабочее время

Наглядный пример ДТП со служебным транспортом

Когда сотрудник компании попадает в аварию без страхового полиса или если водитель в него не вписан, дополнительной ответственности избежать не удастся. По требованиям КоАП за недобросовестное соблюдение страхового права на собственника автомобиля налагают ответственность.

В итоге получается, что в случае с ДТП на служебном транспорте со страховщиками разбираются представители компании, в которой работает водитель. Шофер, попавший в ДТП, не принимает участие в судебных разбирательствах.

Несмотря на это, сотруднику компании, который находился за рулем служебной машины при аварии, в любом случае понесет некоторую ответственность. Если в суде выяснится, что именно водитель виноват в происшествии, с него впоследствии вычтут компенсацию на ремонт служебного транспортного средства. Скорее всего, нужную сумму вычтут из его заработной платы.

У работодателя есть законное право привлечь виновника ДТП, сидящего за рулем, к ответственности. Это предусматривается требованиями правовых актов из действующего в 2018 году законодательства.

Если при судебном разбирательстве выяснится, что действия сотрудника компании не являются причиной ДТП, ни у работодателя, ни у государственных учреждений не будет законного права привлечь сотрудника к ответственности по закону.

Не забывайте также о том, что ответственность за отсутствие страховки или другие нарушения, совершаемые водителем, перекладывается на юридическое лицо лишь в том случае, если ДТП происходит в рабочее время, то есть когда сотрудник выполняет свои трудовые обязанности. Когда виновник ДТП оказывается за рулем в нерабочее время, это уже совсем другая ситуация. Главное не скрываться с места аварии, иначе последствия будут серьезными!

Авария на служебном ТС в нерабочее время

Когда шофер оказывается в ДТП  служебной машине и в рабочее время, ситуация быстро и просто разрешается. Все разбирательства перекладываются на юридическое лицо, которое является собственником машины.

Если же водитель управляет транспортом в свое нерабочее время и у него нет на это разрешения от работодателя, ему придется понести ответственность в полной мере, возместив ущерб и владельцу авто, и всем пострадавшим в аварии участникам.

Представители компании или юридического лица имеют законное право подать в суд на сотрудника с целью взыскания ущерба ДТП в пользу собственника. Водителю, виновному в аварийной ситуации, в данном случае придется сделать следующее:

  • в полной мере возместить нанесенный ущерб, который понес работодатель;
  • если этого потребует руководство, водитель должен будет возместить даже нанесенный моральный ущерб.

Каждое транспортное средство, находящееся в собственности определенной компании, выполняет ряд функций. Соответственно, если в определенный период машина не будет эксплуатироваться, организация будет нести неизбежные убытки.

По законодательству в 2018 году руководство компании сможет взыскать со своего работника моральный и материальный ущерб, а еще привлечь к дисциплинарной ответственность (выговор, увольнение).

Возмещение ущерба третьим лицам при ДТП со служебным транспортом

Когда происходит ДТП по вине сотрудника во время рабочей поездки, нанесенный третьим лицам вред будет возмещать именно работодатель. После этого представители компании будут взыскивать ущерб со своего сотрудника, подавая регрессивный судебный иск по статье 1081 из Гражданского кодекса России.

Однако в отдельных случаях все происходит иначе, а именно по статье 1068 из ГК. Мы говорим о ситуации, когда ущерб от ДТП третьи лица получают в тот момент, когда сотрудник компании находится не в рабочей поездке, а использует служебную машину в личных целях.

Правда жизни : )

По статье 1079 из ГК, водителю придется нести ответственность за использование источника повышенной опасности. В данной ситуации весь нанесенный в результате аварии вред будет возмещать лицо, управлявшее транспортным средством, то есть работник компании на служебном авто. Именно с него потерпевшие при ДТП будут взыскивать материальный или моральный ущерб.

Водитель на служебном авто нарушил ПДД, что привело к аварии

Согласно постановлению ГИБДД об административных наказаниях, когда авария происходит в результате нарушения ПДД, полную материальную ответственность работник должен будет понести перед своим работодателем. Это подробно расписано в шестом пункте первой части статьи 243 Трудового кодекса.

Регрессный иск подается работодателем в течение года после выплаты денежных компенсаций пострадавшим в ДТП людям. Если годичный срок будет упущен, компания с высокой вероятностью проиграет дело по формальным основаниям, так как срок давности на взыскание ущерба выйдет (согласно статье 392 из Трудового кодекса РФ на 2018 год).

Срок давности начинает исчисляться со дня выплаты сумм компенсации вреда пострадавшим, а не со дня дорожно-транспортного происшествия. Этот вывод можно сделать, изучив третий абзац в 15 пункте постановления №52 Верховного суда России.

Сотрудник попал в аварию пьяным

Когда ДТП на служебном автомобиле происходит в тот момент, когда водитель находится под алкогольным опьянением, и это подтверждает медицинская экспертиза и постановление ГИБДД после разбора ДТП, работник компании вынужден будет в полной мере возместить весь нанесенный ущерб третьим лицам и работодателю. Это сказано в четвертом пункте первой части статьи 243 Трудового кодекса.

Если работник сможет избежать ответственности по КоАП за управление служебным ТС в состоянии опьянения, оспорив наказание с использованием процессуальных ошибок инспектора, работодатель тоже не сумеет взыскать стоимость ремонта в полном объеме. Для этого юридическому лицу потребуются доказательства того, что при аварии его сотрудник действительно был под алкогольным или наркотическим опьянением.

Уголовное дело после ДТП на водителя служебного авто

Обвинение в отношение сотрудника компании, попавшего в ДТП на служебной машине, подтвердит не только его вину в совершении нарушения, но и тот факт, что он нанес ущерб своему работодателю по причине противозаконных действий. Судебный приговор позволит юридическому лицу или организации взыскать со своего сотрудника всю стоимость ремонта поврежденного при ДТП служебного ТС. Это сказано в 243 статье Трудового кодекса – часть первая, пункт пятый.

Если нужен европротокол

Если сотрудник будет освобожден от уголовной ответственности по той или иной причине, работодатель получит возможность взыскать со своего водителя ущерб в размере средней заработной платы. Среди таких причин отмены уголовной ответственности выделяют:

  • истечение срока давности привлечения к ответственности по УК;
  • амнистия;
  • примирение с пострадавшим;
  • назначение штрафа в суде вместо уголовного наказания.

При этом постановление об отмене уголовного процессе не заменит обвинительный приговор, согласно которому придется понести ответственность.

Как взыскать ущерб с работника

Ущерб с водителя, совершившего ДТП на служебном автомобиле работодателя, взыскивается поэтапно. Сначала организация определяет размер возмещаемого ущерба при аварии, для чего формируется комиссия по статье 247 из Трудового кодекса. Сумма рассчитывается с учетом фактических потерь по рыночным ценам.

Но не меньше стоимости имущества согласно бухгалтерским учетам. В обязательном порядке учитывается и степень износа имущества (все это по статье 246 Трудового кодекса).

Размер ущерба рассчитывают на момент аварии со служебным транспортом, а специалисты определяют стоимость необходимых запчастей и ремонтных работ.

Комиссией выявляются причины нанесения ущерба. В статье 247 из Трудового кодекса уточняется, что сотрудник обязан написать письменное объяснение причин ДТП на служебном автомобиле.

Форма свободная и не регламентирована законными нормативами. Главное, чтобы на объяснительной была подпись сотрудника.

Если он откажется от ее написания, работодатель оформит акт ущерба при ДТП, который подпишут должностные лица компании или члены комиссии.

Организация взыщет материальный ущерб со своего водителя, попавшего в ДТП на служебном транспорте. Если сумма не превысит среднемесячный заработок сотрудника, ее удержат из заработной платы по приказу руководства. Приказ должен быть издан в течение месяца с момента определения размера ущерба – это требования статьи 248 из Трудового кодекса.

По 138 статье из этого же кодекса общий размер удержаний при каждой выплате заработной платы не должен превышать 20 процентов. Если месяц прошел или работник отказывается возмещать ущерб добровольно, а сумма превышает его зарплату, на него будет подан судебный иск.

По соглашению между сотрудником компании и руководством виновный в аварии на служебном транспорте водитель может возмещать сумму в рассрочку. В данном случае работник даст письменное обязательство о возмещении, указав конкретные сроки. Если он после этого уволится, недостающая сумма будет взыскана через суд.

:

:

:

:

Источник: http://Driving24.ru/dtp-na-sluzhebnom-avto-kto-neset-otvetstvennost/

Если автомобиль организации попал в ДТП — Audit-it.ru

Машина организации с дтп
УФНС по Чувашской республике

Налоговые последствия дорожно-транспортного происшествия, а также порядок бухгалтерского учета зависят от конкретных обстоятельств. Рассмотрим наиболее типичные из них.

В ДТП, произошедшем по вине сотрудника, пострадал только автомобиль компании

Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также имуществу юридического лица, возмещается в полном объеме лицом, которое его причинило (ст. 1064 ГК РФ).

Трудовым кодексом предусмотрена материальная ответственность работника за ущерб, причиненный работодателю. В статье 238 ТК РФ установлена обязанность сотрудника возместить нанесенный работодателю прямой действительный ущерб. Речь идет о реальном уменьшении или ухудшении состояния наличного имущества работодателя.

Доходы, не полученные организацией вследствие произошедшего события (упущенная выгода), с сотрудника не взыскиваются. Значит, работник организации, признанный виновным в ДТП, должен компенсировать работодателю расходы на возмещение реального ущерба.

Доказательством вины служат документы, оформленные ГИБДД: справка об участии в ДТП, протокол об административном правонарушении и постановление о привлечении к административной ответственности.

Обратите внимание: обязанность работника возместить организации прямой действительный ущерб в полном объеме не зависит от того, заключен ли с ним договор о полной материальной ответственности.

Если сотрудник признан виновным в ДТП, то вред причинен скорее всего в результате несоблюдения правил дорожного движения (административный проступок).

Согласно пункту 6 статьи 243 ТК РФ это влечет полную материальную ответственность работника перед работодателем.

Процедура взыскания ущерба с виновного сотрудника состоит из следующих этапов.

1. Организация устанавливает размер ущерба от ДТП. Для этого создается соответствующая комиссия (ст. 247 ТК РФ). Размер ущерба определяется по фактическим потерям исходя из рыночных цен, но не ниже стоимости имущества по данным бухгалтерского учета с учетом степени его износа (ст.

246 ТК РФ). Величина ущерба рассчитывается на день его причинения или обнаружения, то есть на тот день, когда произошло ДТП. Как правило, размер ущерба при ДТП определяется исходя из стоимости ремонта поврежденного основного средства (автомобиля) и стоимости использованных запчастей.

2. Работодатель (комиссия) устанавливает причины возникновения ущерба. В статье 247 ТК РФ сказано, что от работника требуется письменное объяснение причин аварии. Форма этого документа не утверждена.

Работник составляет его в произвольной форме и ставит на нем подпись. Если сотрудник отказывается или уклоняется от подобных объяснений, оформляется акт.

Он также составляется в произвольной форме и подписывается несколькими должностными лицами организации или членами комиссии.

3. Организация взыскивает ущерб с виновного сотрудника. Сумма причиненного ущерба, не превышающая среднего месячного заработка работника, может быть удержана из его зарплаты на основании приказа руководителя организации. Форма документа произвольная. Приказ издается не позднее одного месяца со дня окончательного установления размера ущерба (абз. 1 ст.

248 ТК РФ). Согласно статье 138 ТК РФ общий размер всех удержаний при каждой выплате зарплаты не может превышать 20%. Предположим, что месячный срок истек или сотрудник не согласен добровольно возмещать причиненный ущерб, сумма которого превышает его средний месячный заработок. Тогда взыскать ущерб можно только в судебном порядке (абз. 2 ст. 248 ТК РФ).

Виновный может добровольно возместить ущерб полностью или частично. По соглашению между работодателем и сотрудником допускается рассрочка платежа (абз. 4 ст. 248 ТК РФ).

В этом случае работник выдает работодателю письменное обязательство о возмещении ущерба с указанием конкретных сроков платежей.

Допустим, работник, который дал письменное обязательство о добровольном возмещении ущерба, уволился и отказался его возместить. Сумму непогашенной задолженности работодатель взыскивает через суд.

Поврежденный автомобиль может быть отремонтирован силами организации либо с привлечением специализированной компании (автосервиса).

Налогообложение. Расходы на ремонт основных средств являются прочими расходами и признаются для целей налогообложения прибыли в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат.

Основание — пункт 1 статьи 260 и пункт 5 статьи 272 НК РФ. Это правило применяется, если организация определяет доходы и расходы методом начисления. Те, кто применяет кассовый метод, учитывают подобные затраты после их фактической оплаты (п.

3 ст. 273 НК РФ).

Суммы возмещения убытков или ущерба признаются при расчете налога на прибыль в составе внереализационных доходов согласно пункту 3 статьи 250 НК РФ. Поэтому сумма ущерба, взысканная с виновного в ДТП сотрудника, — это внереализационный доход фирмы.

Те, кто определяет доходы и расходы методом начисления, отражают их на дату признания ущерба должником либо на дату вступления в законную силу решения суда (подп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ). При кассовом методе названные доходы учитываются на дату получения денежных средств (п.

2 ст. 273 НК РФ).

Обычно сумма доходов в виде возмещения ущерба равна сумме расходов на ремонт поврежденного в аварии автомобиля.

Однако в расходы организация включает сумму ремонта автотранспортного средства за вычетом НДС, а во внереализационных доходах признает всю сумму причиненного ущерба.

То есть затраты фирмы на ремонт поврежденного в аварии автомобиля, осуществленные с учетом НДС, виновный сотрудник обязан компенсировать ей в полном объеме, включая НДС.

Денежные средства, полученные компанией от виновного сотрудника в виде компенсации затрат на ремонт попавшего в ДТП автомобиля, не облагаются НДС, поскольку их получение не связано с реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав.

Значит, такие денежные средства организация не включает в налоговую базу по НДС.

На этом основании суммы НДС, предъявленные фирме по выполненным подрядчиком ремонтным работам, вычету не подлежат даже при наличии всех подтверждающих документов (счета-фактуры и акта выполненных работ).

Бухгалтерский учет. Затраты организации на ремонт основных средств включаются в расходы по обычным видам деятельности на дату приемки у подрядчика выполненных работ (п. 7 и 18 ПБУ 10/99). В зависимости от специфики компании и учетной политики для целей бухучета указанные расходы отражаются по дебету счетов учета затрат 20, 23, 25, 26 и 29.

Сумма ущерба, взысканная с виновного работника, относится к поступлениям в счет возмещения убытков, причиненных организации, и включается в прочие доходы (счет 91) согласно пункту 7 ПБУ 9/99.

ПРИМЕР 1

В марте 2008 года водитель ООО «Гермес» А.П. Кузовлев, управляя служебным автомобилем, въехал в бетонное ограждение. Другие автомобили в ДТП не пострадали. Компания не приобретала полис КАСКО. А.П. Кузовлев, признанный виновным в аварии, согласился возместить организации ущерб.

В том же месяце автомобиль был отремонтирован в автосервисе, что подтверждено счетом-фактурой и актом выполненных работ, датированными мартом 2008 года. Ремонт обошелся организации в 11 800 руб. (включая НДС 1800 руб.). В целях исчисления налога на прибыль ООО «Гермес» применяет метод начисления. Оклад водителя — 20 000 руб., в марте 2008 года — 20 рабочих дней.

С марта 2007 по февраль 2008 года он отработал 220 дней. За этот период ему начислено 165 000 руб.

Средний заработок работника в месяце, когда произошло ДТП, — 15 000 руб. (165 000 руб. : 220 дн.# #20 дн.). Поскольку сумма ущерба не превышает среднемесячного заработка сотрудника, директор ООО «Гермес» издал приказ об удержании этой суммы из зарплаты водителя начиная с марта 2008 года.

В марте А.П. Кузовлеву причиталось 17 400 руб. [20 000 руб. – (20 000 руб.#13%)], поэтому из его зарплаты было удержано 3480 руб. (17 400 руб.#20%). Аналогично рассчитывается сумма удержаний в следующих месяцах. Они будут производиться вплоть до полного взыскания всей суммы ущерба.

Налоговый учет. Расходы на ремонт автомобиля в сумме 10 000 руб. ООО «Гермес» включило в состав прочих расходов, учитываемых в целях налогообложения прибыли, в марте 2008 года. Поскольку сотрудник согласен возместить причиненный ущерб, всю сумму — 11 800 руб. фирма отразила в составе внереализационных доходов в марте 2008 года.

НДС. Фактически ремонт был произведен за счет средств, полученных от виновного работника в виде компенсации ущерба. Такие средства не облагаются НДС. Предъявленный НДС в сумме 1800 руб. ООО «Гермес» к вычету не принимает, а относит за счет полученного возмещения.

В бухгалтерском учете организации в марте 2008 года сделаны записи:

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 60
— 10 000 руб. — отражена стоимость ремонта автомобиля, выполненного подрядчиком;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
— 1800 руб. — учтен предъявленный НДС;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51
— 11 800 руб. — оплачены ремонтные работы;

ДЕБЕТ 73-2 КРЕДИТ 91-1
— 11 800 руб. — отнесена на виновное лицо сумма ущерба;

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 19
— 1800 руб. — списан «входной» НДС по ремонтным работам за счет суммы, полученной в возмещение ущерба;

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 70
— 20 000 руб. — начислена зарплата А.П. Кузовлеву за март 2008 года;

ДЕБЕТ 70 КРЕДИТ 68
— 2600 руб. (20 000 руб.#13%) — удержан НДФЛ из зарплаты водителя;

ДЕБЕТ 70 КРЕДИТ 73-2
— 3480 руб. — удержана часть суммы ущерба из зарплаты виновного.

БУКВА ЗАКОНА
Сумма страхового возмещения по договору ОСАГО ограниченна

Страховая сумма, в пределах которой страховая компания при наступлении каждого страхового случая обязуется возместить потерпевшим причиненный вред, составляет (ст. 7 Закона № 40-ФЗ):

— в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего, не более 160 000 руб.; — возмещения вреда, причиненного имуществу нескольких потерпевших, не более 160 000 руб.;

— возмещения вреда, причиненного имуществу одного потерпевшего, не более 120 000 руб.

Указанные суммы выплачиваются при наступлении каждого страхового случая независимо от их числа в течение срока действия договора ОСАГО.

В результате ДТП пострадали третьи лица

Работник организации стал виновником дорожно-транспортного происшествия, в результате которого был поврежден автомобиль другого участника дорожного движения.

В статье 1068 ГК РФ сказано, что организация обязана возместить вред, причиненный ее работником при исполнении трудовых, служебных или должностных обязанностей.

Это относится не только к лицам, работающим по трудовым договорам, но и к тем, кто выполняет работы по гражданско-правовому договору и действует по заданию нанявшей его компании.

Транспортные средства являются источником повышенной опасности (п. 1 ст. 1079 ГК РФ). За вред, нанесенный при их эксплуатации, Гражданским кодексом установлена ответственность для юридических и физических лиц. Конечно, если не будет доказано, что вред нанесен вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

Обязанность по возмещению вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, владеющих автомобилем на праве собственности (хозяйственного ведения или оперативного управления) либо на ином законном основании.

Например, в качестве арендаторов, по доверенности на право управления транспортным средством или в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности (ст. 1079 ГК РФ).

Согласно статье 931 ГК РФ можно застраховать ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц. По договору страхования ответственности страхуется риск ответственности самого страхователя или иного лица, на которое такая ответственность возлагается.

С вступлением в силу Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ (далее — Закон № 40-ФЗ) страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) стало обязательным.

Владельцы автотранспортных средств за свой счет страхуют риск гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств (п. 1 ст. 4 Закона № 40-ФЗ).

Итак, если организация застраховала ответственность по ОСАГО или заключила договор добровольного страхования, то ущерб пострадавшим возместит страховая компания.

В статье 1072 ГК РФ сказано, что если страхового возмещения недостаточно для полного возмещения причиненного вреда, то организация, застраховавшая свою ответственность в порядке добровольного или обязательного страхования в пользу потерпевшего, компенсирует разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба.

В свою очередь организация, возместившая третьим лицам ущерб, причиненный по вине работника, вправе потребовать от него возмещения (регресса). Это следует из положений статьи 1081 ГК РФ.

Таким образом, если сотрудник попал в ДТП, в результате которого пострадали третьи лица, и страховая выплата по ОСАГО не покрыла сумму нанесенного им ущерба, работодатель должен возместить разницу между суммой ущерба и страховой выплатой, а затем взыскать ее с виновника аварии.

То есть общая величина материального ущерба, которую виновный в ДТП работник возмещает работодателю, складывается из расходов фирмы на ремонт собственного автомобиля и суммы ущерба, причиненного третьим лицам, в части, которая не покрыта страховой выплатой по ОСАГО пострадавшей стороне.

Налогообложение. Как уже отмечалось, затраты на ремонт собственного автомобиля организация в налоговом учете включает в прочие расходы (п. 1 ст. 260 НК РФ).

Источник: https://www.audit-it.ru/articles/account/assets/a8/139379.html

Что делать если автомобиль организации попал в ДТП

Машина организации с дтп

При эксплуатации автотранспорта юридических лиц применяются те же нормативные акты, что и для автомобилей граждан.

Поэтому алгоритм оформления документов и возмещения причиненного ущерба от ДТП с участием машины организации практически не отличается. Разница может заключаться только в полномочиях лиц, которые вправе действовать от имени предприятия.

Помимо руководителя, это может быть водитель, работающий по трудовому договору, или иное лицо по доверенности.

Особенности оформления ДТП с участием машины юридического лица

На автомобили организаций и предприятий страховка ОСАГО оформляется по общим установленным правилам. Обычно в полисе указывается неограниченный круг лиц, допущенных к управлению, так как на одной машине может работать несколько водителей (либо подменить на период отсутствия работника по причине болезни или отпуска).

Следовательно, если водитель, управляющий автомобилем организации, будет признан виновником аварии, ущерб возмещает страховая компания (в пределах лимита ОСАГО). При этом административное наказание за нарушение ПДД может налагаться как на водителя, так и на организацию-собственника (это зависит от характера нарушения).

Порядок оформления документов после аварии с автомобилем юр. лица заключается в следующем:

  • по факту ДТП заполняется извещение с участием сторон, либо с привлечением инспектора ГИБДД;
  • при заполнении извещения по программе Европротокола стороны сами определяют виновника, описывают обстоятельства аварии и виды повреждений авто;
  • если выявлено нарушение ПДД, автоинспекторами составляется административный протокол;
  • после соблюдения всех формальностей нужно уведомить страховщика о ДТП, представить автомашины для осмотра и оценки повреждений.

Если водитель был допущен к управлению машиной организации, у него должен быть трудовой договор, доверенность, путевой лист, иные обязательные документы. Полномочия на право управления от имени предприятия-собственника нужно отметить в извещении о ДТП. 

Если водитель организации является пострадавшим, страховка за причиненный имущественный ущерб будет выплачиваться непосредственно предприятию, а не водителю. Физический вред возмещается непосредственно пострадавшему.

Интересы организации при возмещении ущерба может представлять руководитель, либо иное лицо по доверенности. Сам водитель может подавать заявления только по физическому вреду. Имущественный ущерб ему возместят, если в машине находились личные вещи, пострадавшие от аварии.

Правила возмещения ущерба

Если автомашина предприятия пострадала в результате виновных действий другого водителя, возместить ущерб можно следующим образом:

В статье представлена базовая информация, но большинство случаев имеет индивидуальный характер. В связи с чем на нашем сайте работают дежурные юристы к которым вы можете обратиться по телефонам:

При обращении Вы получите консультацию именно по Вашей проблеме.

  • после оформления извещения на месте аварии нужно обязательно уведомить страховщика по телефону;
  • извещение о ДТП подается в свою страховую компанию;
  • автомобиль нужно представить экспертам страховщика, чтобы они оценили полученные повреждения;
  • при подтверждении страхового случая будет компенсация по сумме оценки, но не более 400 тыс. руб. за повреждения автомобиля и не более 400 тыс. руб. за ущерб другому имуществу;
  • заявление о компенсации физического вреда должен подать сам пострадавший водитель (для этого нужно получить справку или лист нетрудоспособности в медицинском учреждении).

Пострадавший водитель может взыскать моральный вред непосредственно с виновника. А вот юридическому лицу такая компенсация не положена.

Если виновником ДТП является водитель организации, выплаты пострадавшим будут назначены страховой компанией.

Хотя юридическое лицо не сможет претендовать на страховку, оно обязано известить своего страховщика о ДТП. При нарушении этого правила страховая компания сможет взыскать регресс с собственника автомобиля.

Также представители организации имеют право участвовать в осмотре и оценке повреждений автомобиля.

В процессе возмещения ущерба пострадавшим могут возникать следующие нюансы:

  • если сумма ущерба от ДТП превышает лимиты ОСАГО, недостающую разницу будет выплачивать водитель-виновник, либо организация-собственник;
  • если на машину организации не был оформлен полис ОСАГО, либо срок его действия истек, компенсировать ущерб обязан водитель-виновник или собственник;
  • если водитель самовольно взял автомобиль работодателя, т.е. ездил без доверенности или путевого листа, либо за пределами рабочего дня, всю сумму ущерба могут взыскать с него;
  • если на авто был оформлен полис КАСКО, юридическое лицо сможет получить компенсацию даже при наличии вины своего водителя.

Если предприятию пришлось выплачивать ущерб пострадавшему, оно вправе привлечь водителя-работника к дисциплинарной ответственности. Наказание может заключаться в выговоре, предупреждении.

Если водитель являлся материально ответственным лицом в отношении автомобиля, с него могут взыскать всю сумму ущерба. Для этого проводится служебное расследование, назначается оценка повреждений, издается приказ по предприятию.

Поэтому садясь за руль служебного автомобиля, водитель должен понимать, что он несет ответственность за чужое имущество. 

Если же работодатель пытается незаконным путем возложить возмещение причиненного ущерба на работника, лучше обратиться к автоюристу, который поможет разобраться в правомерности действий.

Источник: https://niavto.ru/dtp/mashina-organizacii-popala-v-dtp/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть