Порядок приватизации земельных участков гражданами

Содержание

Приватизация участка – земельного, садового, порядок и документы, 2020, дачного, с чего начать, закон

Порядок приватизации земельных участков гражданами

С 1 марта 2020 года начал действовать упрощенный порядок оформления гражданами земли в собственность.

Упрощенная процедура в народе стала называться «дачная амнистия».

Приватизированной землей гражданин может распоряжаться по своему желанию: продавать, дарить, передавать по наследству, использовать в качестве залога.

С неприватизированным участком подобные сделки осуществить невозможно.

Определение понятия

Под приватизацией подразумевается безвозмездное получение земельного надела в собственность.

У владельцев дач есть книжка садовода (членская книжка) и других документов, подтверждающих право пользования участком, как правило, не имеется.

Право собственности на земельный надел появляется исключительно после прохождения процедуры регистрации в органах Росреестра.

До этого момента продать, подарить или осуществить какую-либо сделку по отчуждению подобной недвижимости нельзя.

Приватизация земельного участка дает возможность ликвидировать существующие ограничения на сделки, связанные с продажей, дарением, обменом, завещанием.

Оформление в собственность

Оформить в собственность дачный участок можно несколькими способами. Самый распространенный — приватизация и заключение договора о купле-продаже земли.

Приватизация участка земли может осуществляться только при соблюдении определенных условий:

  • земля может быть передана в собственность безвозмездно гражданину, который является членом садоводческого некоммерческого товарищества (СНТ) либо дачного кооператива (ДСК);
  • срок принятия владельца земельного надела в члены сообщества при проведении приватизации не важен;
  • передача права собственности на землю становится возможной, если надел стал частью СНТ до 30.10.2001;
  • нельзя осуществить приватизацию участка, который изъят из оборота или имеет ограничения.

В садоводстве разницы между ДСК и СНТ практически нет.

Цель создания ДСК — строительство дачных домов, которые дополняются участками земли для хозяйственных нужд.

СНТ представляют собой объединения граждан с целью решения проблем относительно индивидуального хозяйства.

Законодательство

Закон «О дачной амнистии» предусматривал облегчение проведения процедуры оформления прав собственности, только для земли, переданной в пользование гражданам РФ до 2001 года.

ФЗ № 171 от 01.03.2015 существенно облегчает приватизацию участков, полученных гражданами в пользование до 2001 года и позднее.

Целевое назначение подобных земельных наделов:

  • устройство дачи и ведение подсобного хозяйства;
  • строительство дома или гаража;
  • возделывание огородных и садоводческих растений.

Чтобы получить землю в собственность бесплатно существует одно неизменное условие.

Правом на безвозмездную приватизацию участка гражданин РФ может воспользоваться только единожды в жизни.

В соответствии с законодательством упрощенная процедура приватизации имеет два срока:

  • до 01.03.2018 можно бесплатно стать владельцем жилого дома без введения постройки в эксплуатацию (в соответствии с «дачной амнистией»);
  • до 31.12.2020 можно будет безвозмездно оформить в собственность земельные наделы в СНТ.

Что для этого нужно

Существуют определенные правила, следование которым необходимо для безвозмездного получения земли в собственность.

В первую очередь необходимо написать заявление, приложить к нему документы и подать все бумаги в административный орган по месту нахождения земельного надела.

В пакет документации входят:

  • описание надела земли (акт согласования границ);
  • справка, полученная от правления, которая подтверждает представленные гражданином сведения.

Если заявитель — первый из членов СНТ, обратившийся с просьбой о приватизации земли, то уполномоченный орган может потребовать дополнительные бумаги:

  • учредительную документацию садоводческого объединения;
  • правоустанавливающие бумаги на земельные наделы, принадлежащие этому товариществу (объединению).

Представленная заявителем информация изучается в течение двух недель, после чего администрация выносит решение.

Упрощение регистрации

Процедура перехода прав собственности была упрощена из-за того, что оформление построек на дачных участках было процедурой сложной и затратной. Кроме того, при отсутствии некоторых бумаг приватизация участка вообще становилась невозможной.

Какие документы нужны для приватизации гаража? Узнайте здесь.

До вступления в действие «дачной амнистии» требовалось составление техплана на каждое строение, регистрация возведенных объектов в БТИ (Бюро технической инвентаризации).

Ликвидация множества этапов дала возможность гражданам активно оформлять землю в частную собственность.

Дачная амнистия

Понятие «дачная амнистия» это не название закона и не термин, оно введено в обиход для того, чтобы обозначить облегченные условия приватизации земли в садовом объединении.

Требуется собрать меньшее количество бумаг, которые рассматриваются органом администрации 14 дней.

Подобный порядок действует, если есть бумага, подтверждающая предоставление земельного надела конкретному гражданину.

Получить такой документ можно в правлении садового товарищества.

Прекращение действия «дачной амнистии» предполагается 31.12.2020.

Порядок действий

Алгоритм действий при облегченной процедуре переоформления права собственности на землю:

  1. Обращение в местные органы администрации с заявлением и приложенным к нему документом о праве пользования наделом и планом местоположения участка. План должен быть утвержден председателем объединения.
  2. Представленные документы рассматриваются администрацией в течение двух недель.
  3. Вынесение решения об отказе или согласии на приватизацию гражданином земли.
  4. При положительном решении производится оформление кадастрового паспорта в Кадастровой службе.
  5. Регистрация в органах государственного реестра права собственности на надел. Чтобы необходимая запись была сделана, потребуется представление разрешения на приватизацию от администрации, кадастрового паспорта и квитанции об уплате госпошлины (200 рублей).
  6. По истечении 10 суток с момента подачи документов в Росреестр выдается свидетельство о праве собственности на участок.

С чего начать приватизацию дачного участка

Первоначально нужно определить имеется ли у гражданина, пользующегося наделом земли, право приватизировать его.

Право на оформление участка во владение возникает при соблюдении условий:

  • заявитель — гражданин РФ;
  • раньше человек не принимал участия в приватизации объектов недвижимости подобного рода.

К приватизируемому участку земли также предъявляются требования:

  • надел не должен быть изъят из оборота или иметь ограничения в использовании;
  • земля находится в составе товарищества с даты ранее 30.10.2001 (когда участок был отдан в пользование гражданину, значения не имеет).

Приватизация земельных участков начинается со сбора бумаг для представления в местную администрацию вместе с заявлением.

Необходимые документы

После получения разрешения на приватизацию от органов администрации (муниципальных или госорганов) для оформления участка во владение требуются документы:

  • заявление;
  • копия личного паспорта заявителя;
  • решение уполномоченных органов (администрации) о возможности проведения приватизации;
  • выписка из ЕГРП (Единый государственный реестр прав);
  • декларация на постройку;
  • кадастровый паспорт;
  • документ, подтверждающий право пользования земельным наделом;
  • квитанция об уплате госпошлины.

Сроки

Сколько времени займет приватизация, зависит от имеющегося на руках у гражданина количества необходимых документов.

Закон устанавливает максимально возможную продолжительность действий госслужб:

  • на вынесение решения о возможности приватизации участка земли администрации отводится 14 дней;
  • с даты вызова сотрудника Кадастровой службы и до выдачи подготовленного документа должно пройти не больше 30 суток;
  • в течение не более 10 суток с даты обращения гражданина, органом Росреестра выдается свидетельство о праве собственности.

Стоимость

Участки земли предоставляются в собственность граждан РФ бесплатно, но придется заплатить за оформление некоторых документов:

  • выписка из ЕГРН (Единый государственный реестр налогоплательщиков) о земельном наделе стоит в электронном виде для физических лиц 300 рублей, на бумажном носителе (в виде обычного документа) — 750 рублей;
  • размер госпошлины за кадастровый паспорт составляет 200 рублей;
  • госпошлина за регистрацию права собственности на землю (внесение сведений в ЕГРН) — 350 рублей.

По расценкам компаний, выполняющих геодезические работы, придется заплатить за разработку схемы границ земельного участка.

Если безвозмездно оформить в собственность землю не представляется возможным, то участок можно купить, заплатив выкупную стоимость, которая не может быть выше его кадастровой цены.

Правила для владельца дачи

  • Владельцу дачи в садоводческом товариществе (СНТ), в соответствии со ст. 252 ГК РФ, чтобы приватизировать земельный надел необходимо потребовать его выделения из долевой собственности.
  • Выйти из СНТ можно когда захочется. Но если выделение земли в обособленное владение причинит ущерб другим членам товарищества, то убытки, нанесенные таким обособлением, должны быть возмещены гражданином, который выделил свой участок.     

Купля-продажа участка после

Владелец надела земли имеет право распорядиться им по своему желанию:

  • продать (при этом цену земли собственник устанавливает сам);
  • обменять;
  • подарить;
  • завещать;
  • сдать в аренду;
  • использовать как залог при оформлении кредита.

Вопросы и ответы

Чаще всего граждане интересуются сроком действия «дачной амнистии», оформлением в собственность участка земли под частным и многоквартирным домом. А также как приватизировать землю, если документов о передаче ее в пользование нет.

До какого года продлена

Безвозмездное оформление в собственность садовых, огородных и дачных участков гражданами РФ предусмотрено Законом № 93-ФЗ. Первоначально этот правовой документ предполагал бесплатную приватизацию земли без ограничения сроков.

В 2020 году в Закон № 93-ФЗ были внесены изменения, которые дают возможность оформить гражданам земельные наделы в собственность до 31.12.2020.

Как оформить землю под частным домом после 1 марта 2020 года

Бесплатно получить участок земли, находящийся под частным домом, могут только владельцы этого дома, если в наличии будут все документы.

Причем на безвозмездной основе это можно сделать только один раз в жизни.

Если дом имеет нескольких владельцев, то земля оформляется в долевую собственность каждого из них. Величина каждой доли будет пропорциональна размеру части дома, которая находится в собственности каждого из граждан.

В многоквартирном доме

Порядок оформления участка земли под многоквартирным домом в 2020 году включает:

  • решение об организации территории;
  • постановку на кадастровый учет (если это необходимо);
  • подача заявления на приватизацию территории многоквартирного дома в уполномоченные органы;
  • регистрацию прав собственности в Росреестре.

Если нет документов

Если отсутствуют документы, подтверждающие передачу земли в пользование гражданину, но при этом участок используется им очень продолжительное время, например, 20 или 30 лет, то целесообразно обращение в судебные инстанции.

Сколько стоит приватизация квартиры в 2020 году? Узнайте тут.

Какие нужны документы для приватизации квартиры? Читайте далее.

Доказать в суде, что гражданин пользуется земельным наделом очень давно можно посредством:

  • свидетельских показаний;
  • выписок из архива.

После того как судебным органом будет вынесено положительное решение приватизация земли осуществляется в стандартном порядке.

Процедура приватизации земли существенно упростилась благодаря Закону «О дачной амнистии» и стала доступной для граждан, которые хотели стать владельцами участка, но не имели на руках необходимых документов.

: «Оформление земли в собственность»

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Источник: http://urpravo24.ru/privatizacija-uchastka/

Что говорит закон о приватизации земельных участков

Порядок приватизации земельных участков гражданами

В соответствии с последними решениями Государственной думы до 1 марта 2020 года продлено действие «дачной амнистии», дающей право бесплатной приватизации земельных участков. Это значит, что после указанной даты оформить право собственности на землю можно будет только платно.

Прежде чем обратиться в государственные органы для оформления собственности, следует разобраться в том, кто и на каких условиях может бесплатно приватизировать землю, какие категории земель не подлежат приватизации, в чем состоит суть процедуры и что необходимо подготовить заранее.

федерального закона о приватизации земельных участков

Актуальность принятия в 2006 году Федерального закона № 93-ФЗ о приватизации земельных участков с государственной точки зрения была обусловлена невозможностью установления формы собственности в отношении ряда категорий земель, например, находящихся в пользовании садоводческих товариществ, гаражных кооперативов, а также выделенных под индивидуальное жилищное строительство. Введение упрощенного порядка приватизации позволило гражданам без лишних затрат и усилий оформить свои права на землю и постройки на ней, а государству расширить налогооблагаемую базу за счет введения этих земель в налоговый оборот. Закон оказался выгоден всем.

Однако действие его было изначально ограничено:

  • оформить право собственности на земельный участок бесплатно гражданин может только один раз;
  • участок должен быть получен гражданином в пользование до 2001 года;
  • приватизация земель данной категории должна быть разрешена в принципе.

Ограничение по сроку принятия надела в пользование связано с моментом вступления в действие новых принципов государственного регулирования приватизации земли, закрепленных Земельным кодексом.

С 2001 года была прекращена безвозмездная передача земельных участков в пользование частным лицам, а надел, полученный от государства раньше этого времени, стало возможно оформить в собственность по упрощенной схеме бесплатно.

Право на приватизацию земельных участков имеют только те граждане, которые используют их в соответствии с целевым назначением (с категорией земель). Если нарушены правила использования, участок может быть изъят.

Законодательство на данный момент предусматривает и другие случаи, когда возможна бесплатная приватизация земли, кроме предусмотренных законом о «дачной амнистии»:

  • земли, переданные на срок до шести лет в безвозмездное пользование для ведения личного подсобного или фермерского хозяйства, могут быть приватизированы по истечении 5 лет;
  • земельные участки, переданные на срок до шести лет в безвозмездное пользование для индивидуального жилищного строительства, могут быть приватизированы по истечении 5 лет;
  • один раз приватизировать землю бесплатно могут многодетные семьи.

Приватизация как общее понятие

До 1991 года граждане пользовались недвижимостью, принадлежавшей государству: квартиры, гаражи, земельные участки – всем этим можно было пользоваться, но нельзя было продавать. Переехать в другое жилье можно было двумя способами: через обмен (с доплатой за улучшение условий) или приобретение кооперативной (новой) квартиры.

Понятие частной собственности было введено в оборот с распадом СССР, тогда же начался процесс приватизации – передачи государственной и муниципальной недвижимости на праве собственности в частные руки.

Приватизации массово подверглись объекты жилой недвижимости и промышленные предприятия. А вот переданные когда-то в бессрочное пользование дачным и садоводческим товариществам так и оставались в основном в собственности государства.

Аналогичной была ситуация с наделами, расположенными под частными или многоквартирными домами, под гаражными комплексами и т.д. Учесть их количество, определить границы и площадь было практически невозможно.

При этом купля-продажа этих площадей находилась вне правового поля, а владельцы рисковали лишиться земли, если, например, начиналось строительство дороги или жилых домов на территории садоводческого товарищества.

Приватизация позволяет гражданам стать полноправными собственниками и по своему усмотрению распоряжаться полученным имуществом, а государству – вести полноценный учет объектов недвижимости и земель, получая доход в виде налога на имущество и земельного налога.

Принятый в середине 1990-х годов Земельный кодекс не предусматривал механизмов купли-продажи земли и передачи ее под залог.

Поэтому, если земля была приватизирована, например, в 1996 году, часто на нее не оформлялся документ – свидетельство о собственности, так как фактически свободно распоряжаться приватизированным участком было все еще невозможно.

Введенный в действие в 2001 году Земельный кодекс РФ упорядочил процедуру и порядок определения правового статуса земельных участков, сформировал основу легализации прав граждан на землю. К настоящему моменту, по оценкам экспертов, правом упрощенной регистрации граждане воспользовались для оформления собственности на 3,5 млн строений и более 7 млн земельных наделов.

Особенности приватизационного процесса

Для оформления земли в собственность установлена двухэтапная процедура:

  • получение согласия собственника (муниципального образования);
  • регистрация имущественных прав в Росреестре.

Если гражданин попадает под действие закона о «дачной амнистии», то первый этап проходить не нужно.

Этот закон касается только физических лиц и частных земельных владений. Юридические лица и индивидуальные предприниматели могут получить право собственности на землю только платно через процедуру выкупа территории у муниципалитета или государства.

Для запуска процесса нужно удостовериться в наличии правоустанавливающего документа: например, акта передачи земли в постоянное пользование или подтверждения передачи его по наследству.

При отсутствии таких документов подойдет выписка из похозяйственной книги, единого документа о частных земельных участках и их хозяевах.

Похозяйственная книга ведется как общий реестр на некоторой местности (в поселке или садовом товариществе).

Следует поставить надел на кадастровый учет, предварительно заказав в соответствующей организации геодезический план и межевой план.

Только после внесения в государственный реестр земельный участок может быть объектом правоотношений. Постановка земли на кадастровый учет – наиболее длительная и дорогостоящая часть процесса.

В результате гражданин получает кадастровый паспорт и выписку из ЕГРН, подтверждающие возможность установления правового статуса надела.

По получении кадастрового паспорта и при наличии всех остальных документов можно идти в Росреестр для подачи заявления на приватизацию.

Бесплатность процедуры заключается в отсутствии необходимости оплачивать стоимость приобретаемого объекта, но оформление собственности оплачивается госпошлиной.

Для тех, кто оформляет права на категории ИЖС, ЛПХ, ИГИС, госпошлина за регистрацию составит 350 рублей. Для других категорий земель – 2000 руб.

В случае отказа в приватизации земельного участка гражданин может обратиться с исковым заявлением в суд, оплатив пошлину, размер которой будет зависеть от учета стоимости участка при оформлении прав. Госпошлина, уплачиваемая при подаче иска в суд для обжалования отказа в бесплатной приватизации, составит 400 руб.

Наиболее сложной является приватизация земельных участков, расположенных под частными или многоэтажными домами, так как в этом случае они выкупаются собственником недвижимости, каким бы способом он ни приобрел ее ранее.

Цена выкупа определяется на основании кадастровой стоимости земли.

Приватизация таких наделов необходима, потому что защищает владельцев недвижимости от использования земли третьими лицами в обход собственников, от сноса построек или безвозмездного изъятия для государственных нужд.

Закон при этом предусматривает механизм защиты таких землевладельцев от посягательств третьих лиц: исключительное право на приватизацию земельных наделов, находящихся под частными и многоквартирными домами, принадлежит собственникам этих домов. То есть ситуация, когда дом принадлежит одному гражданину на праве собственности, а земля под ним – другому, законодательно исключена.

Необходимые документы

Для оформления земли в собственность по общей схеме приватизации потребуются следующие документы:

  • заявление на приватизацию;
  • документы на предоставление участка;
  • документы, подтверждающие право собственности на строения, расположенные на участке;
  • кадастровый паспорт участка;
  • технические паспорта на постройки;
  • копия и оригинал паспорта заявителя.

Упрощенная схема приватизации в рамках действия закона о «дачной амнистии» сокращает количество необходимых документов до двух: паспорта заявителя (плюс копия) и документа о выделении надела в пользование. При заполнении заявления на приватизацию указывается, кому и на каком праве передана земля, каким образом она будет использоваться в дальнейшем, где располагается участок.

Права владельцев

Что меняется для гражданина после приватизации земельного участка? Сравним две категории прав: право собственности и право пожизненного наследуемого владения. В первом случае, кроме прав владения и пользования, к гражданину переходит еще и право распоряжения: продажи, дарения, переобустройства и т.д.

Во втором случае за владельцем закрепляется право возведения на территории строений и оформления права собственности хотя бы на них.

Но построенная таким образом недвижимость может оказаться под угрозой сноса, если собственник – муниципалитет – примет решение о строительстве дороги или нового микрорайона на этой земле.

Какие земельные участки приватизировать нельзя?

Существуют категории земель, которые не могут быть переданы в частные руки по закону:

  • земли, на которых находятся заповедные зоны;
  • земли, на которых расположены публичные национальные парки;
  • земли общественного пользования (городские территории: улицы, площади и т.п.);
  • изъятые из оборота земли;
  • земли лесного и водного фондов;
  • участки, расположенные ближе 100 метров к береговой линии.

Тем не менее земли этих категорий могут быть переданы в долгосрочную аренду.

Источник: https://privatizacia.info/zakon-o-privatizatsii-zemelnyh-uchastkov/

Приватизация земельных участков гражданами

Порядок приватизации земельных участков гражданами

В научной литературе термин «приватизация» трактуется как в широком, так и в узком смысле.

В широком смысле под приватизацией понимается один из институтов, регулирующий экономику через сокращение государственного сектора и увеличение вклада частного сектора в хозяйственное развитие.

В узком смысле приватизация — это передача права собственности на имущество определенному кругу физических и юридических лиц.

Легальное определение приватизации содержится в Федеральном законе от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Так, в ст.

1 данного Закона приватизация рассматривается как возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственности физических и (или) юридических лиц.

https://www.youtube.com/watch?v=ynuBS58TE2E

Следует отметить, что указанная формулировка является несовершенной и не в полной мере отражает специфику приватизации. В частности, в формулировке указано, что приватизация является возмездной, в то время как приватизация может быть и безвозмездной. Например, приватизация земельных участков, находящихся на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.

Помимо этого, предлагаемое законодателем понятие не содержит критериев, позволяющих отграничить приватизацию от любой другой сделки по отчуждению имущества из государственной или муниципальной собственности, так как не всякое отчуждение государственного и муниципального имущества является приватизацией.

В этой связи юридическое понятие приватизации должно обладать исчерпывающим и ясным набором признаков, делающих его пригодным для практического применения.

Анализ законодательства, регулирующего отношения, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества, показал, что к основным признакам приватизации можно отнести следующие:

– приватизируемое имущество находится в собственности публично-правовых образований (Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований);

– отчуждение имущества осуществляется в частную собственность физических и юридических лиц;

– отчуждение имущества в рамках приватизации может быть как возмездным, так и безвозмездным;

– приватизация осуществляется только в порядке, предусмотренном законами о приватизации, а не общим гражданским и земельным законодательством;

– в наличии имеется четко установленная процедура.

Учитывая указанные признаки, полагаю, что в ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 2001 г.

№ 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» следует внести изменения, прописав, что под приватизацией следует понимать возмездное, а также в случаях, указанных в законе, безвозмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц в соответствии с законодательством о приватизации при соблюдении специально установленной процедуры передачи имущества.

Предлагаемая формулировка в большей степени отражает специфику рассматриваемой правовой конструкции, и в ней содержатся признаки, позволяющие отграничить приватизацию от иных сделок, связанных с отчуждением государственного и муниципального имущества.

Что касается приватизации земельных участков, можно отметить, что некоторые ученые под приватизацией земельных участков ошибочно понимают все формы (способы) отчуждения земельных участков из государственной или муниципальной собственности в частную. При этом, говоря о понятии «способ приватизации», эти исследователи исходят из того, что оно тождественно понятиям «способ передачи, отчуждения, приобретения (возникновения, перехода) права собственности на земельный участок».

В юридической литературе выделяют два вида приватизации земельных участков:

– бесплатная передача публичного земельного участка в собственность гражданина, не обладающего каким-либо правом на данный земельный участок;

– бесплатная передача публичного земельного участка в собственность гражданина, уже использующего такой участок на каком-либо ограниченном вещном праве.

По моему мнению, подобное толкование данного термина является чрезмерно широким, так как включает в себя, помимо приобретения права собственности на земельные участки, предоставленные на праве постоянного (бессрочного) пользования либо пожизненного наследуемого владения, и иные способы предоставления земельных участков. Например, бесплатное предоставление земельных участков льготным категориям граждан (гражданам, имеющим трех и более детей, и т.д.) или выкуп земельного участка, на котором находятся здания, строения, сооружения, принадлежащие лицу на праве собственности.

В научной периодике под приватизацией земельных участков также понимают юридическую процедуру, включающую в себя действия по прекращению права собственности на земельный участок у одного субъекта (государства) и возникновению права собственности на земельный участок у другого субъекта (физического или юридического лица), завершающуюся заключением договора купли-продажи или производимую на безвозмездной основе.

На мой взгляд, указанная формулировка является удачной, в ней в отличие от ряда других говорится о том, что приватизация земельных участков может осуществляться на безвозмездной основе.

Вместе с тем в формулировке по-прежнему отсутствуют критерии, по которым можно отграничить приватизацию земельных участков от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

По моему мнению, критерием, позволяющим отграничить приватизацию земельных участков гражданами от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности публично-правовых образований, является обладание гражданином правом постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на приобретаемый в собственность в порядке приватизации земельный участок.

В этой связи удачной видится формулировка, при которой под приватизацией земельных участков необходимо понимать не что иное, как передачу (перерегистрацию или переоформление) в собственность ранее предоставленных гражданам земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.

Вместе с тем у указанной формулировки имеются и недостатки, в частности нет указания о безвозмездности приватизации земельных участков гражданами.

С учетом выявленных мной недостатков полагаю, что под приватизацией земельных участков гражданами следует понимать безвозмездную передачу в собственность ранее предоставленных гражданам земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.

К проблемам, связанным с приватизацией гражданами земельных участков, можно отнести неправомерное предоставление земельных участков, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий.

Несмотря на запрет в действующем земельном законодательстве на приватизацию земельных участков, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий, органы государственной власти и местного самоуправления нередко принимают решения о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан.

К основным причинам нарушений, допускаемых в ходе приватизации земельных участков, которые расположены в пределах особо охраняемых природных территорий, можно отнести, во-первых, неправильное понимание органами государственной власти и местного самоуправления положений действующего законодательства, что может быть компенсировано деятельностью контрольно-надзорных органов; во-вторых, отсутствие четко установленных границ особо охраняемых природных территорий.

Исследование судебно-арбитражной практики показало, что основной причиной незаконной приватизации земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий является отсутствие в кадастре особо охраняемых природных территорий достаточных данных о расположении границ отдельных особо охраняемых природных территорий. Зачастую отсутствие необходимых сведений о границах в кадастре особо охраняемых природных территорий связано с бездействием государственных органов, уполномоченных на осуществление указанной деятельности.

К примеру, Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредставлении в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы памятника природы «Геологические обнажения на реке Оредеж у поселка Ям-Тесово».

Лужским городским судом административное исковое заявление было удовлетворено. Суд обязал ответчика в течение 12 месяцев представить в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет, документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы особо охраняемой природной территории.

Суд правомерно исходил из того, что именно Комитет по природным ресурсам несет обязанность по представлению сведений о границах зон с особыми условиями использования в органы государственной регистрации.

При этом бездействие ответчика нарушает права неопределенного круга лиц на получение сведений из реестра недвижимости о расположении зон с особыми условиями, а также может привести к нарушениям законодательства в части предоставления в собственность земельных участков в границах особо охраняемой природной территории, что может повлечь причинение вреда уникальной природе природного заказника в связи с использованием его не по назначению.

В настоящее время в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 14 марта 1995 г.

№ 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» сведения о границах особо охраняемых природных территорий вносятся в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий на основании решения об их образовании, которое принимается органом государственной власти или местного самоуправления в зависимости от статуса образуемой особо охраняемой природной территории. При этом ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Поскольку нарушения законодательства в сфере приватизации земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий продолжают иметь место, полагаю, что в целях обеспечения законности в данной сфере необходимо в административном законодательстве в отношении должностных лиц предусмотреть ответственность за непредставление сведений о границах особо охраняемых природных территорий в государственный кадастр. По моему мнению, указанная мера будет способствовать уменьшению количества нарушений, связанных с незаконной приватизацией земельных участков, входящих в пределы особо охраняемых природных территорий.

В качестве вывода можно отметить, что критерием, позволяющим отграничить приватизацию земельных участков гражданами от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности публично-правовых образований, является обладание гражданином правом постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на приобретаемый в собственность в порядке приватизации земельный участок.

Источник: https://zakon.ru/blog/2020/06/24/privatizaciya_zemelnyh_uchastkov_grazhdanami

Как приватизировать земельный участок

Порядок приватизации земельных участков гражданами

Приватизация земельных участков — это передача земли из государственной или муниципальной собственности в частные руки.

Российское законодательство предполагает, что участок, на котором расположено здание, принадлежащее гражданину, должен быть арендован или приватизирован. Не стоит путать приватизацию и приобретение в собственность — приватизация касается только участков, на которых вы уже проживаете долгое время.

В СССР земля была в собственности государства. Земля в частной собственности тогда вообще не предполагалась, а граждане пользовались своими земельными участками на правах бессрочной аренды. С распадом СССР россияне получили возможность сделать эти участки своей собственностью. Однако даже сейчас, спустя почти 30 лет, примерно пятая часть земельных участков не приватизирована.

С 2006 года приватизация земельного участка и дома, на нем стоящего, проходит отдельно. Если приватизирован только дом, владельца недвижимости могут оштрафовать.

Право на бесплатную приватизацию предоставляется только один раз. Второй и последующие случаи приватизации будут платными.

На бесплатную приватизацию земельного участка вы можете рассчитывать в следующих случаях:

Если вы — владелец дома или подсобного хозяйства, возведенного до введения в действие Земельного Кодекса в 2001 году. Эта категория охватывает все неприватизированные с советских времен участки, которыми сейчас пользуются люди.

Если вы — владелец участка, переданного вам для постройки дома в аренду или безвозмездное пользование. Участки на этих основаниях предоставляют многодетным семьям и военным.

Участок должен быть передан не более, чем на 6 лет и спустя 5 лет после передачи его в аренду его можно приватизировать.

При этом на участке кроме индивидуального жилого дома могут быть возведены любые вспомогательные строения, однако разведение домашних животных запрещено.

Если вы — владелец участка, переданного вам для ведения личного подсобного хозяйства в аренду или безвозмездное пользование. Участки на этих основаниях предоставляют многодетным семьям и военным.

Участок должен быть передан не более, чем на 6 лет и спустя 5 лет после передачи его в аренду его можно приватизировать.

На участке может быть возведен дом и строения для разведения домашних животных. Правила благоустройства поселения определяют, какое максимальное число животных должно быть на участке. Если это количество превышено, приватизация невозможна.

Платная приватизация возможна, если участок получен после 2001 года. Земли в рекреационных и промышленных зонах также не могут достаться бесплатно. Наконец, участок, полученный юридическим лицом также можно приватизировать только платно.

Какие участки нельзя приватизировать

Далеко не все земельные участки могут быть приватизированы. Согласно Земельному Кодексу, в частные руки нельзя передать изъятые из оборота земли.

Их нельзя купить, продать или обменять — они всегда числятся за государством.

Сюда относятся участки прибрежной полосы, государственные заповедники и парки, места массового захоронения, военные части, атомные электростанции и все пограничные сооружения.

Земли ограниченного оборота могут быть приватизированы, но только по особому разрешению или определенным субъектам. Это особо охраняемые территории водного и лесного фонда, участки в закрытых городах, земли, предоставленные для нужд транспортных компаний, космической промышленности или учреждений связи.

Какие документы нужны для приватизации

Полный пакет документов зависит от основания приватизации. Также различия в пакете документов будут зависеть от того, сформирован ли земельный участок. Точный список бумаг всегда лучше всего уточнять в уполномоченном органе администрации муниципального образования или территориальном управлении Росимущества.

Для приватизации нужны следующие документы:

  • Заявление установленного образца.
  • Документ, удостоверяющий личность заявителя. Обычно это паспорт, но принимается также загранпаспорт или удостоверение личности военнослужащего.
  • Документ, удостоверяющий полномочия представителя, если заявление подает не сам представитель.
  • Документ, удостоверяющий или устанавливающий право владения участком.
  • Схема расположения земельного участка, если этот земельный участок нужно еще только образовать, а проекта межевания территории нет. Проект межевания необходим для того, чтобы точно установить границы участка и получить разрешение на строительство.
  • Выписка из ЕГРН о земельном участке. (Не является обязательным документом. Власти сами могут ее сделать.)

В качестве документов, подтверждающих право владения участком, могут выступать любые документы, заключенные при оформлении земельных сделок — договоры купли-продажи, дарения или мены. Подойдет свидетельство о наследстве, бессрочном пользовании землей или праве на земельный участок. Последнее должно быть оформлено до 1998 года.

Также право владения участком смогут подтвердить решения государственных или муниципальных органов о передаче земли. Если речь идет об участке под личное подсобное хозяйство, то подойдут выписки из похозяйственной книги — учета таких хозяйств, которым занимается органы самоуправления населенного пункта.

Наконец, право владения участком подтвердят решения колхозов и совхозов о передаче участка в долевую собственность.

Собрали документы. Что делать дальше?

Дальше нужно предоставить документы вместе с заполненным заявлением о приватизации земельного участка.

В зависимости от типа приватизации, это может быть муниципальная администрация или территориальное управление Росимущества.

В территориальное управление Росимущества можно подать документы лично, через МФЦ, в электронной форме при наличии электронной подписи или отправить по почте. В муниципальную администрацию придется обращаться лично.

Решение о приватизации будет вынесено в течении 30 дней. Если схема расположения земельного участка подлежит согласованию с Рослесхозом или его местным отделением, то срок может быть увеличен до 45 дней. Ускорить процедуру невозможно.

Первая приватизация полностью бесплатна, за исключением проекта межевания земельного участка.

Стоит проект от 5000 рублей. Межеванием занимаются частные специалисты — кадастровые инженеры. Они занимаются вопросами определения границ земельного участка и подготовкой документов для постановки территории на государственный кадастровый учет.

Каждый такой специалист числится в Реестре кадастровых инженеров и, зная ФИО или номер аттестата, можно посмотреть его выполненные проекты.

Это особенно важно, учитывая, что кадастровые инженеры несут личную ответственность за ошибки в измерениях и документах.

  • С 2006 года приватизация дома и участка, на котором он стоит, раздельна. Администрация поселения может штрафовать за неприватизированный участок.
  • Если вы имеете право собственности на строение, стоящее на земельном участке, то можете провести приватизацию этого земельного участка.
  • Первая приватизация полностью бесплатна. Решение о приватизации предоставляют за 30 дней, в некоторых случаях — за 45.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5df1e0bfc05c7100ad5d3dd5/kak-privatizirovat-zemelnyi-uchastok-5dfb5e02027a1500b00105b4

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.